Houses on the Waterfront
1910
Oil on canvas
61 х 102,3 cm
The State Hermitage Museum
Справа внизу: a. derain
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: 7720
Inv. GMNZI: 53
«Кубистическая» архитектура строений в картине Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер» не придумана художником, а воспроизведена, пусть и обобщенно, но все же близко к тому, что увидел он в старинном городе Монтрей-сюр-Мер, находящемся в округе Па-де-Кале. Дерена не привлекли основные достопримечательности города – крепостные сооружения XII–XVII веков и готическая церковь Сен-Солье, шпиль которой угадывается в левой части пейзажа. Художник сосредоточил свое внимание на старых мельницах, которые и заняли основную часть композиции. Дерен точно воспроизвел все пропорции домов и расстояния между ними, так же как и светотеневые соотношения. Однако, воссоздавая натуру со всей достоверностью конкретного отображения, Дерен выстраивал свою собственную – чисто художественную – структуру (забота о которой, например, заставила его устранить левую часть пейзажа с отдельно стоящим домом). Все кубообразное построение «Домов у воды» рождает сходство с причудливым кристаллом – ощущение, которое усиливают отражения, застывшие на воде и продолжающие прямоугольники мельничных строений, что придает пейзажной сцене загадочность. С помощью геометрической «доводки» такая «друза» – сращение кристаллических форм – становится почти автономной пластической конструкцией.
В Монтрей-сюр-Мер Андре Дерен приезжал летом 1909 года, когда обосновался в соседнем небольшом Этапле. Тогда он написал несколько видов Монтрея с живописным изгибом протекающей через город реки Канш и стоящими на ней мельницами.
Почтовая открытка с видом Монтрей-сюр-Мер
Начало XX в.
Открытка с видом улицы в Монтрей-сюр-Мер
Начало XX в.
Неизвестно, приезжал ли Дерен в Монтрей на следующий год, когда написал «Дома у воды»; в сущности, он был вполне способен исполнить такую картину, не отправляясь на пленэр ради тщательного изучения натуры (для художника, уже прошедшего искус раннего кубизма, в том не было никакой нужды): можно было, например, воспользоваться серийной открыткой с надписью 14 Montreuil-sur-Mer (Pas-de-Calais) & Vieux moulins sur la Canche.
Открытка с видом старых мельниц ы Монтрей-сюр-Мер
Начало XX в.
Картина с момента появления в России была известна под названием «Гавань»: под ним она вошла в каталог собрания С. И. Щукина 1913 года и в ряд последующих изданий. Пейзаж, конечно, мог напоминать о некоем комплексе портовых строений, выходящих к морю, но на самом деле здесь действует иной натурный мотив; неслучайно в литературе, посвященной Дерену, еще более полувека назад картина получила не вполне определенное название «Дома у воды». Точнее было бы сказать: дома, стоящие в воде, и эта ситуация потопа не придумана художником. В 1910 году, к которому традиционно относят исполнение картины, в ряде районов Франции действительно случились очень большие наводнения
Затопленные улицы во время наводнения во Франции
1910
Разлив Сены
1910
К 1910 году, как моменту создания пейзажа, подводит и вся стилистика, обусловленная господством упрощенно геометрических форм. К ней подталкивала художника его работа в южном городе Кань, где даже выбор архитектурных объектов диктовал основы стиля, родственного раннему кубизму (см., в частности, «Старый город в Кань» из ГМИИ, написанный в начале 1910 года)
Вариацией эрмитажного пейзажа является картина «Монтрей-сюр-Мер» из Пражской Национальной галереи (1910). У нее несколько меньшие размеры, и, может быть, поэтому ее иногда считают этюдом к нашему полотну. В действительности это совершенно отдельное, ритмически иное произведение: по сравнению с «Домами у воды», там прибавлен низ.
Андре Дерен
Монтрей-сюр-Мер
1910
Холст, масло
Пражская Национальная галерея, Прага
1910
Андре Дерен пишет картину «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер».
1910
Даниэль-Анри Канвейлер приобретает у Андре Дерена картину «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер».
1913
С. И. Щукин покупает в галерее Даниэля-Анри Канвейлера картину Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер».
1918
Картина Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2
поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1934
Картина Андре Дерена «Дома у воды. Монтрей-сюр-Мер» вследствие обменов между Москвой и Ленинградом передана в Государственный Эрмитаж.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.
Сплав сезаннизма и увлечения готикой
Единственный в своем роде стиль, соединивший следование геометризующим формулам Поля Сезанна и собственные «готические» предпочтения художника, с предельно четко обозначенными вертикалями и острыми углами, чего Сезанн избегал.
Образ/мотив: Кристаллизация мотива
Прием кристаллизации, неудобный для фигурных композиций и натюрмортов, подчиняет себе целый ряд пейзажей Андре Дерена 1910 года. Его использование подсказывается архитектурой старой Франции, сначала в городках Прованса Кань и Кадакес, а затем на севере, в Монтрей-сюр-Мер. Убирая второстепенные подробности и выпрямляя линии, Дерен приходит к метафоре кристалла, в который превращается каждый отдельный дом
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.
Художник, основатель художественной школы в Париже.