The area of the Theatre Francais in Paris
Spring. 1898
Oil on canvas. 65 x 81cm
The State Hermitage Museum
C. Pissarro 98
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: 6509
Inv. GMNZI: 183
Пейзаж, представленный на картине Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже», и сейчас тот же.
Вид на Комеди Франсэз (Французский театр) c площади Андре Мальро
Оказавшись здесь, легко понять, что Писсарро смотрел на площадь, которая ныне называется площадью Андре Мальро, с высокой точки – по-видимому, из окна третьего этажа здания напротив Французского театра (так принято было тогда называть Комеди-Франсез): чтобы писать эту площадь и уходящий от нее проезд Оперы, художник остановился в Гранд Отеле дю Лувр, существующем и поныне. Пейзажи из целого цикла картин, созданных Писсарро в этом отеле, демонстрируют различные композиционные решения. В большинстве из них точка зрения смещена влево, к Оперному проезду, и только два – эрмитажный и находящийся в лос-анджелесском Окружном художественном музее – изображают всю площадь. Эрмитажная картина – последняя в цикле: ее колорит определен молодой зеленью, тогда как в других полотнах деревья еще стоят голыми.
Зимой и весной 1898 года Камиль Писсарро написал в Гранд Отеле дю Лувр в Париже цикл пейзажей – видов из окна, то устремляя взгляд к Опере, возвышающейся вдали, то переводя его на стоящий напротив Французский театр.
В письме к сыну Люсьену от 15 декабря 1897 года Писсарро сообщал, что «нашел комнату в Гранд отель дю Лувр с великолепным видом на Оперный проезд и угол площади Пале-Рояль. Прекрасно для работы. Может быть, это и не очень эстетично, но я в восторге, что могу попробовать написать эти улицы Парижа, про которые обычно говорят, что они безобразны, тогда как они такие серебристые, такие светящиеся и такие живые. Это совсем не то что бульвары – это совершенно современно!!!».
Приступив к работе над всем циклом пейзажей 6 января, Писсарро через две с половиной недели писал: «…Я делаю проезд Оперы и принялся за Площадь Французского театра». А уже 11 апреля он сообщал: «Я всё закончил здесь. Дюран-Рюэль берет всё».
Уехав из Парижа в Эраньи, Писсарро переработал там «Площадь Французского театра в Париже» (между 26 апреля и 22 мая), после чего попросил Дюран-Рюэля включить ее в состав своей персональной июньской выставки.
1898
В апреле 1898 года, остановившись в парижском Гранд Отель дю Лувр, Камиль Писсарро пишет картину «Площадь Французского театра в Париже», а в конце апреля или в мае перерабатывает ее, находясь в Эраньи.
1898
В июне 1898 года картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» была показана на персональной выставке художника в галерее Дюран-Рюэля.
1898
П. И. Щукин покупает в галерее Дюран-Рюэля картину Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» (цена 4 000 рублей).
1912
П. И. Щукин продает картину Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» своему брату С. И. Щукину.
1918
Картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» в результате закрытия ГМНЗИ передана в Государственный Эрмитаж.
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» (картина Камиля Писсарро «Площадь Французского театра в Париже» – № 18).
Камиль Писсарро (Camille Pissarro)
1830, остров Сен-Тома (ныне Сент-Томас, Виргинские острова) — 1903, Париж
1903
Французский художник, один из основателей импрессионизма.
Родился и вырос на острове Сен-Тома в Карибском море. В 1852 году уехал в Каракас, где учился живописи у Фрица Мельби. В 1855 году поступил в парижскую Школу изящных искусств; посещал Академию Сюиса, где встретился с Клодом Моне, Полем Сезанном и Арманом Гийоменом. Консультировался у Камиля Коро, в 1859 году впервые представил свою картину в Салоне. Во время Франко-прусской войны уехал в Англию, где вместе с Клодом Моне изучал живопись Уильяма Тернера и Джона Констебла. Вернувшись во Францию, художник нашел свой дом разоренным, а многочисленные холсты уничтоженными. В 1874 году Писсарро представил 5 картин на экспозиции Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов, которая вошла в историю как первая выставка импрессионистов. Писсарро стал единственным из основоположников нового стиля, кто принял участие в каждой из восьми выставок Общества (с 1874 по 1886). Сотрудничество с Полем Дюран-Рюэлем принесло Писсарро — после долгих лет нужды и напряженного труда — успех и относительный достаток. Он приобрел дом в Эраньи, на чердаке которого устроил мастерскую. Последние годы художник жил в Париже.
Импрессионизм
Движения прохожих побуждали Писсарро переходить ко все новым холстам, что приводило к созданию целой серии пейзажей с одной композиционной основой.
Живопись последнего периода творчества Камиля Писсарро знаменует стиль зрелого импрессионизма. Художник, стремясь соединить преимущества пленэра с удобными условиями работы, тщательно выбирал место исполнения картины – так, чтобы из окна открывался выразительный вид или даже два вида. Изменения погоды, освещения в разное время суток,
Площадь Французского театра
Площадь Французского театра представлена у Камиля Писсарро в нескольких вариациях – изображаемой при разном освещении, то утром, то днем, то ближе к вечеру, то зимой, а то в разгар весны (как в эрмитажной «Площадь Французского театра в Париже»). Художник сосредоточен на постоянной оживленности этого места. Тогда оживленного более, чем теперь, потому что эта площадь служила местом остановки омнибусов.
Переполненный омнибус
К мотиву очереди у переполненного омнибуса Камиль Писсарро обращался в 1897 году в двух изображениях бульвара Итальянцев.
Камиль Писсарро
Бульвар Итальянцев, утреннее солнце
1897
Холст, масло. 73×92
Национальная галерея искусства, Вашингтон
© AKG / East News
Омнибусы снова привлекли его внимание в серии «Площадь Французского театра», в частности в картине из Национального музея в Белграде, а еще больше в эрмитажном пейзаже («Площадь Французского театра в Париже»).
Камиль Писсарро
Площадь Французского театра, эффект солнца
1898
Холст, масло.73×92
Национальный музей, Белград
© AKG / East News
Возвращение к мотиву в отсутствие натуры
Плотный красочный слой картины «Площадь Французского театра в Париже» означает не только то, что Камиль Писсарро много над ней работал, но еще и то, что он заново прописал ее, уже уехав из Парижа в Эраньи. Ему хотелось добиться более выразительного общего цветового эффекта, достижению чего натура не всегда способствует.
Сын Камиля Писсарро, живописец и гравер. Родился во Франции, но переселился в Англию, где со временем натурализовался. Испытал большое влияние искусства своего отца.
Датский маринист, открывший талант Камиля Писсарро во время своего пребывания на Антильских островах.
Выдающийся английский пейзажист-романтик, оказавший большое воздействие на французских импресссионистов Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и др.
Великий английский пейзажист, оказавший значительное влияние на французских романтиков Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Крупнейший мастер предымпрессионистического периода европейской живописи.