NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияАльфред Сислей  Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)

Альфред Сислей
Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)
1872
Холст, масло. 59,2 х 80,5 см
Государственный Эрмитаж

Слева внизу: Sisley 1872


Происхождение

1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ


Инв.: 9005

Инв. ГМНЗИ: 214

Описание
Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)
Альфред Сислей
Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)
Увеличить

C момента покупки ее П. И. Щукиным в Галерее Дюран-Рюэля и до начала 1970-х годов, пока не появилась возможность закрепить за ней более точное название, картина «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» называлась «Деревня на берегу Сены».

Городок Вильнев-ла-Гаренн, действительно, вырос из старой деревни, жители которой промышляли рыболовством на Сене (герб городка изображает парусную лодку, вышедшую на рыбную ловлю).

Вильнев, то есть новый город (фр. ville neuve), начал быстро разрастаться после того, как мосты через Сену и железная дорога соединили его с Парижем. Эти тихие места стали привлекать парижан, совершавших сюда воскресные вылазки.

Альфред Сислей наведывался в Вильнев-ла-Гаренн летом 1872 года. Затененный берег ближнего плана на картине – это остров Сен-Дени, соединенный с городом мостом: удобное место для художника.

Вид на остров Сен-Дени с моста, ведущего в Вильнев-ла-Гаренн
Конец XIX в.

«Городок Вильнев-ла-Гаренн» – одно из лучших созданий раннего импрессионизма. По-видимому, уже в начале 1880-х годов это место стало утрачивать свое очарование. Здесь появилась промышленность, связанная с производством мукомольного оборудования, с химией и фармакологией. Беззаботная эпоха, атмосферу которой так поэтично запечатлел Сислей, ушла безвозвратно. Дух времени исчезал вместе в изменениями в городском пейзаже. Самого Сислея после 1972 года Вильнев больше не притягивал. Домá, что он писал, позже подверглись переделке или перестройке, в особенности после наводнения 1910 года; линия их этажности сохранилась, только теперь они прячутся за высокими заборами.

Наводнение в Вильнев-ле-Гаренн
1910
© Roger-Viollet / East News

Характерно, что для пригласительного билета на открытие самой значительной ретроспективы Альфреда Сислея, проходившей в Париже в 1992 году, была выбрана именно эта картина – закономерное появление ностальгии по отношению к раннеимпрессионистическим пейзажам Сислея, Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Билет на выставку Альфреда Сислея в Париже в 1992 г.