NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionАфрика и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века  Неизвестный мастер. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигура

Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигура
XIX век
Wood
39 × 7,5 × 8,5 см

Provenance

В июле 1912 приобретена С.И. Щукиным в галерее Йозефа Бруммера (Brummer Curiosites,) Париж; до 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем — 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ск-279

Inv. GMNZI: 763

Description
Неизвестный мастер. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигураНеизвестный мастер. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигура
Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигура

Деревянная статуэтка изображает стоящего мужчину в маске «чихонго», характерной для народности чокве. Верхняя часть масок данного типа украшалась полукруглым плетеным каркасом — «солнечным венком», который декорировался перьями, кусочками ткани и бусинами. Еще одной отличительной чертой таких масок являлась стилизованная округлая борода — признак взрослого, умудренного опытом мужчины. Маска олицетворяла собой идеализированного правителя — предка по имени Чихонго, поэтому носить ее мог только вождь или один из его сыновей во время обхода своих владений, когда дух маски как бы принимал у племени дань, а в обмен давал покровительство и защиту. Вместе с женской маской «мвана пво», изображающей древнюю прародительницу народности чокве, маска «чихонго» использовалась в обряде инициации, равно как и в тех ритуалах, в которых призывался дух вождя-предка. На головах подобных статуэток обычно имеется небольшой деревянный выступ с полостью внутри, в которую, вероятно, вставлялись какие-либо декоративные элементы.
Фигура мужчины в маске «чихонго», наряду с несколькими другими африканскими скульптурами из коллекции Щукина, была опубликована в 1915 году в книге Карла Эйнштейна «Негритянская пластика». Это изображение послужило непосредственным источником вдохновения для художника Фернана Леже во время работы над оформлением одноактного балета «Сотворение мира» (1924). При написании его либретто поэт Блез Сандрар использовал сюжеты, заимствованные из мифов африканских народов о сотворении мира. Зарисовка данной статуэтки присутствует в числе эскизов к костюмам, созданным Леже для постановки.

Н.К.