NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionPaul Gauguin  Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)

Paul Gauguin
Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)
1892
Huile sur toile
90,6 × 67,5 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3266

Inv. GMNZI: 21

Description
Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)
Paul Gauguin
Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)
Увеличить

Картина исполнена во время первого путешествия на Таити под впечатлением от знакомства с древними маорийскими мифами. Один из них — история о любви бога Оро и земной девушки Вайраумати. Гоген пересказал ее в книге «Ноа-Ноа»: «Оро, ...величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных. ...Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, необычайно красивую... Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви... Вайраумати — так звали девушку... Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей... После смерти [бог] был вознесен на небо, где Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь».
Воссоздавая атмосферу мифа на картине, Гоген связал воедино реальность и древнее сказание. История Оро и Вайраумати воспроизведена на полотне дважды: в фигурах современных влюбленных островитян и в древнем каменном изваянии, расположенном в глубине. Возможно, Гоген отождествлял Вайраумати со своей таитянской возлюбленной Техурой, а в собственных отношениях с ней видел отражение мифа об Оро. В положении женской фигуры в профиль и в характере всей композиции в целом нельзя не заметить влияния искусства Древнего Египта: Вайраумати сидит в позе жрицы с саркофага из собрания Лувра, фотографию которого мастер привез с собой на Таити. Впоследствии Гоген нередко изображал таитянок в «позе Вайраумати», к примеру, Техуру на картине «Te aa no areois (Происхождение ареоев)» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Практически детально художник повторял и мотив хижины, что можно наблюдать и на картине «Matamoe (Смерть. Пейзаж с павлином)» из собрания И.А. Морозова (ГМИИ). «Вайраумати» — одно из первых полотен, приобретенных Щукиным, которые составили позднее «гогеновский иконостас» коллекционера.