NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionFernand Léger  Стоящая обнаженная с поднятыми руками (Женщина с закинутыми руками)

Fernand Léger
Стоящая обнаженная с поднятыми руками (Женщина с закинутыми руками)
papier, перо
32,5х24,3 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

C 1928 – ГМНЗИ (дар художника, передан через Б.Н. Терновца в Париже в 1927), с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10412

Inv. GMNZI: 754

Description
Стоящая обнаженная с поднятыми руками (Женщина с закинутыми руками)Стоящая обнаженная с поднятыми руками (Женщина с закинутыми руками)
Fernand Léger
Стоящая обнаженная с поднятыми руками (Женщина с закинутыми руками)
Увеличить

Рисунок относится к начальному периоду творчества Леже: такие этюды, представляющие натурщиков в самых разнообразных позах, во всевозможных поворотах и ракурсах, связаны скорее всего с учебной практикой частных академий (Леже посещал натурные классы Академии Жюлиана и Академии Гранд-Шомьер). В листе из ГМИИ заметна тенденция к упрощению форм, которые сводятся к сочетанию закругленных и прямых линий. Все служит выявлению «конструкции» человеческого тела и его динамики, эти фигуры полны какой-то брутальной энергии, и в ритме их движений есть что-то механическое. Леже по-своему понял уроки Сезанна. «Сезанн, — признавался он, — научил меня любить формы и объемы, он побудил меня сосредоточиться на рисунке. Я тогда почувствовал, что рисунок должен быть суровым, отнюдь не сентиментальным». На своих ученических работах Леже, как предполагают, проставлял годы задним числом, не слишком заботясь о правильной хронологии или даже намеренно ее запутывая. Авторская дата <19>05 на московском листе вызывает сомнение как слишком ранняя: перовые рисунки такого рода чаще всего относят к 1910–1911 годам, игнорируя авторскую датировку. Хотя зарисовки обнаженной модели не были связаны с какой-либо определенной картиной, фактически они подготовили создание первой значительной композиции Леже, законченной весной 1910 года, — «Обнаженные в лесу» (Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Это произведение, показанное в XXVII Салоне независимых в 1911 году, представляло весьма оригинальный вариант кубизма.

В. М.