A Corner of the Artist\'s Studio
1912
Oil on canvas
191,5 x 114 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3302
Inv. GMNZI: 123
Художник работал над этим панно весной и в начале лета 1912 года в своей мастерской в Исси-ле-Мулино под Парижем, тогда же он выполнил парную к нему картину «Настурции. Панно “Танец” II» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. 3301). В это время мастерская стала для Матисса не просто повседневным рабочим местом, но и творческой средой, в атмосфере которой становились возможными его живописные эксперименты. Наполняющие интерьер предметы превратились в соавторов живописных «партитур», почти музыкальных созвучий ритма, цвета и формы.
Главная роль в произведении отведена арабской вазе (Матисс приобрел ее в Танжере весной 1912 года), окутанной трепещущими листьями декоративного растения. Орнаментальный ритм продолжается в крупном динамичном узоре плавно ниспадающей синей драпировки. Эта активная, экспрессивная среда уравновешена суховатыми контурами ширмы с условными изображениями цветов, рам от картин и фрагментом полотна «Роскошь II» (1907–1908, Копенгаген, Государственный художественный музей), помещенными в левой части полотна. Шезлонг, срезанный краем рамы, — излюбленный Матиссом прием стирания грани между реальным миром и пространством картины. Развернутый к зрителю, он заставляет вспомнить слова художника о живописи как об «удобном кресле».
Как предположила М.А. Бессонова, оба панно были первоначально предложены Матиссом московскому собирателю Ивану Морозову. Однако в конце июля 1912 года художника в Исси-ле-Мулино посетил Сергей Щукин, который приобрел обе картины для своей галереи.
Ал.П.