NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionHenri Matisse  Купальщицы. Композиция № II (Композиция № II)

Henri Matisse
Купальщицы. Композиция № II (Композиция № II)
1909
Paper, pen, ink, watercolor
22х29,2 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

С 1925 – ГМНЗИ (передано из ГТГ, ранее – собрание С.И. Щукина, затем П.П. и Е.С. Муратовых), с 1948 - ГМИИ


Inv.: Р-10308

Inv. GMNZI: 584

Description
Купальщицы. Композиция № II (Композиция № II)Купальщицы. Композиция № II (Композиция № II)
Henri Matisse
Купальщицы. Композиция № II (Композиция № II)
Увеличить

Авторская надпись Composition no II на этом листе связывает его с акварелью «Танец» (также в ГМИИ, инв. Р-10449), содержащей пометку Composition no I. Действительно, как и «Танец», «Купальщицы» имеют прямое отношение к истории заказа панно для московского особняка С. И. Щукина (см. комментарий к инв. Р-10449). По-видимому, первоначально сцена с купальщицами, по мысли Матисса, должна была образовывать пару с композицией «Танец». С другой стороны, мастер одно время размышлял над ансамблем из трех панно: «танец», «музыкальная сцена» и «сцена отдыха» (эта последняя соответствует «Купальщицам»). В итоге Матисс получил заказ на два панно: «Танец» и «Музыка». Тем не менее он не отказался от идеи третьей композиции («сцена отдыха») и осуществил ее на большом холсте. Речь идет о картине «Купальщицы у реки», ныне находящейся в Чикагском художественном институте. Над этим произведением, начатым весной 1909 года, Матисс продолжал работать с перерывами в 1910, 1913, 1916 и 1917 годах. Квазикубистическая манера, отличающая эту и другие работы Матисса 1915–1917 годов, мешает сразу заметить родство между чикагскими «Купальщицами» и двумя панно, оказавшимися в доме Щукина. Тем не менее произведенный в 1972 году рентгеновский анализ, а также фотография, запечатлевшая промежуточное состояние работы около 1913 года, более наглядно выявляют сходство между первоначальной композицией картины и московской акварелью. Эта последняя, таким образом, может считаться источником чикагского панно. Поставив ее в ряд с двумя щукинскими панно — в качестве венчающего элемента трехчастного цикла, — нетрудно представить себе первоначальный замысел художника в целом.

В. М.