NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionHenri Matisse  Spaniard wuman with a tambourine

Henri Matisse
Spaniard wuman with a tambourine
1909
Oil on canvas
92 x 73,3 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3297

Inv. GMNZI: 102

Description
Spaniard wuman with a tambourineSpaniard wuman with a tambourine
Henri Matisse
Spaniard wuman with a tambourine
Увеличить

Поиски Матиссом источников вдохновения среди экзотических культур и его внимание к национальной художественной традиции отразились в «Испанке с бубном». Путешествие в саму Испанию, состоявшееся на рубеже 1910–1911 годов, было для мастера еще впереди. Пока же он обращается к этой стране как к яркому, эмоциональному образу, трактуя его с явной оглядкой на своих предшественников из эпохи романтизма, опираясь на художественное наследие Мане и Сезанна, суммируя тем самым опыт всего XIX столетия.
Картину можно отнести к ряду исполненных в то же время поколенных изображений женщин, однако она выделяется сложностью смыслового построения. Художник в меньшей степени заботился о происхождении приглашенной модели и точности подобранной атрибутики, чем об общем впечатлении. Для портрета позировала итальянка, которую Матисс облачил в короткий, украшенный вышивкой жакет-«торерилью» (или же чакетилью). Яркая красная юбка и бубен дополняют образ. Характерна и «испанская» поза модели, выступающей подбоченясь, вполоборота. Нарочито упрощенные, широкие линии контуров, которыми охвачена фигура, темные и густые цвета самой живописи усиливают впечатление пряной экзотики.
Щукин приобрел картину почти сразу после того, как она поступила в галерею Бернхейм-Жён, с которой Матисс был связан контрактом. Однако до отправки в Москву художник успел показать ее на весеннем Салоне независимых 1909 года. Прибыв к коллекционеру еще до появления ансамбля Розовой гостиной, она стала одним из ключевых элементов при его создании в 1911 году.

Ал.П.