NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionClaude Monet  Luncheon on the Grass

Claude Monet
Luncheon on the Grass
1866
Oil on canvas
129,8 x 181,1 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3307

Inv. GMNZI: 133

Description
Luncheon on the GrassLuncheon on the Grass
Claude Monet
Luncheon on the Grass
Увеличить

«Завтрак на траве», самая ранняя картина Клода Моне в московских собраниях, была далеко не первой покупкой Сергея Щукина. Коллекционер, уже владевший гораздо более смелыми произведениями французского мастера, приобрел это полотно лишь в 1904 году.

Считается, что замысел картины родился в 1865 году, когда Моне работал в Шайи, на окраине леса Фонтенбло. Большеформатное полотно (465×640 см), пострадавшее от сырости, в 1884 году было разрезано художником на три части, две из которых (левая и центральная) сохранились и теперь находятся в музее Орсе. То, что было приобретено Щукиным, долгое время считалось подготовительным эскизом к большой картине. Однако смысловая наполненность и пластическая завершенность работы, тщательно проработанные детали и авторская подпись свидетельствуют о том, что в московскую коллекцию попало уменьшенное авторское повторение погибшего полотна, исполненное, вероятно, в 1866 году.

Произведение принадлежит к числу редких в творчестве Клода Моне многофигурных картин. Предполагается, что для этой композиции позировало всего три человека: художники Фредерик Базиль и Альберт Ламброн, а также невеста Моне Камилла Донсье. Однако некоторые исследователи берут под сомнение сам факт ее пребывания в Шайи и предполагают, что роль моделей могли сыграть несколько молодых особ, так или иначе пересекавшихся с художником в этот период, — «молоденькую Габриэль» или «маленькую Эжени».

Выбором сюжета художник, безусловно, хотел отдать дань знаменитому одноименному полотну Эдуарда Мане. Но в отличие от Мане, создавшего ироничный парафраз ренессансной иконографии, Моне запечатлел сцену пикника простых горожан, в которой главную роль играли световые и цветовые рефлексы, то есть сама живопись.

Щукин понимал, какое особое место занимает эта работа в творчестве мастера. Отнюдь не случайно в комнате Моне в особняке коллекционера картина «Завтрак на траве» висела отдельно от всех других произведений Моне.

А.П.