NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionPablo Picasso  Комедианты. Эскиз к картине "Les Bateleurs"

Pablo Picasso
Комедианты. Эскиз к картине "Les Bateleurs"
1905
Carton, gouache, fusain
51,2×61,2 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

с 1918 – ПМНЗЖ (ранее – собрание С.И. Щукина), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10265

Inv. GMNZI: 180

Description
Комедианты. Эскиз к картине Комедианты. Эскиз к картине
Pablo Picasso
Комедианты. Эскиз к картине "Les Bateleurs"
Увеличить

Эта гуашь — эскиз важнейшего произведения «розового периода», картины «Семейство бродячих комедиантов» (Национальная галерея, Вашингтон). Эскиз был исполнен во второй половине лета 1905 года, а большая картина завершена осенью. Полотно аккумулировало связанные с миром цирка образы и мотивы, которые занимали тогда воображение художника: толстяк-клоун, комедиант в костюме Арлекина, акробат с барабаном на плече, мальчик с собакой, девочка-танцовщица в пачке. Исследование вашингтонской картины позволило обнаружить, что первоначальная композиция (видимая на рентгеновских снимках) соответствовала замыслу, зафиксированному в акварели «Привал бродячих циркачей» (Балтиморский художественный музей). Дальнейшее развитие замысла нашло отражение в московской гуаши; она и послужила отправной точкой для реализации на том же холсте совершенно нового живописного произведения, а прежний вариант был записан. Однако и эта новая версия композиции оказалась не последней; последующие изменения частично происходили прямо на холсте. Таким образом, гуашь из ГМИИ дает представление о композиции большого полотна в так сказать промежуточном состоянии.
Персонажи картины и эскиза иногда отождествляются с конкретными лицами — художниками и поэтами из ближайшего окружения Пикассо. В общефилософском смысле сравнение людей искусства со странствующими комедиантами было наполнено для Пикассо символическим смыслом, и Арлекин, несомненно, был alter ego художника.

В. М.