NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionPierre Auguste Renoir  Nude (Nude woman sitting on the couch)

Pierre Auguste Renoir
Nude (Nude woman sitting on the couch)
1876
Oil on canvas
92,1 x 73,1 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin, until 1912 in the collection of P. I. Shchukin


Inv.: Ж-3330

Inv. GMNZI: 194

Description
Nude (Nude woman sitting on the couch)Nude (Nude woman sitting on the couch)
Pierre Auguste Renoir
Nude (Nude woman sitting on the couch)
Увеличить

«Обнаженная» — веха в истории импрессионизма. В творчестве художника это одна из ранних и, пожалуй, самых удачных попыток раскрытия темы ню.
В световоздушной среде Ренуар ищет эффекты взаимопроникновения цветов, однако в тесном и темноватом помещении на тело модели ложится не открытый солнечный свет, а холодноватый сумрак комнаты, рождая на коже изысканные и неожиданные красочные эффекты.
Традиционно считается, что Ренуару в его парижской мастерской на улице Сен-Жорж позировала известная в те времена в кругу художников la belle Anna, та самая, что послужила моделью для знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане (1877, Кунстхалле, Гамбург). Эту же натурщицу Ренуар изображал как минимум еще дважды: в этюде «Торс. Эффект солнца» (1875–1876, музей Орсэ, Париж) и в картине «Купальщица с черными волосами» (1876, Художественно-исторический музей, Вена). В обеих работах Анна представлена на природе, «Обнаженная» же написана в интерьере и более сложна по смысловому построению. В тканях позади модели угадывается отделанное лентами платье, что подчеркивает современный характер композиции, — эта конкретика делает картину смелой и вызывающей, вписывает ее в историю не только искусства, но и нравов.
«Обнаженная» стала одним из первых приобретений «нового» искусства в российских коллекциях. Картина приглянулась одному из братьев Щукиных — Петру. По его поручению в 1898 году его младший брат Иван обговорил условия возможной покупки с ведущим дилером импрессионистов, о чем незамедлительно сообщил: «Согласно твоему желанию я был у Дюран-Рюэля, чтобы спросить о цене нагой женщины... Дюран-Рюэль объявил сначала, что эта вещь — одна из лучших картин Ренуара, что совершенно справедливо, находится в его частной коллекции... Цена ей 15 000 франков. Меньше он не согласен».
В коллекции Петра Щукина картина провела 14 лет. Почтенный собиратель русских древностей не отважился представить ее открыто, оставив в замкнутом пространстве своих личных покоев. Весной 1912 года из-за финансовых сложностей «Обнаженная» вместе с шестью самыми значительными картинами была куплена Сергеем Щукиным за общую сумму в 100 000 франков. В его собрании картина заняла место вместе с работами Дега и Пюви де Шаванна.
Перед «Обнаженной» преклонялись отечественные искусствоведы — современники Щукина. Классическими стали слова Якова Тугендхольда: «"Нагая женщина" — одна из самых восхитительных классических картин в мире, обладанием которой Москва может гордиться».

Ал.П.