NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionPaul Cezanne  Pierrot and Harlequin. Mardi Gras

Paul Cezanne
Pierrot and Harlequin. Mardi Gras
1888-1890
Oil on canvas
101,5 x 80,5 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3335

Inv. GMNZI: 204

Description
Pierrot and Harlequin. Mardi GrasPierrot and Harlequin. Mardi Gras
Paul Cezanne
Pierrot and Harlequin. Mardi Gras
Увеличить

Французское название полотна «Марди-Гра» отсылает изображенную сцену к масленичному карнавалу, точнее, к его последнему дню. Однако персонажи картины— Арлекин и Пьеро из комедии дель арте — имеют у Сезанна отнюдь не развлекательный характер. Сцена становится исследованием человеческих темпераментов, отраженных в движениях и позах. Фигуры надменно вышагивающего Арлекина (для него позировал семнадцатилетний сын художника Поль Сезанн-младший) и грузного, медлительного Пьеро (в его роли выступил друг сына Луи Гийом) становятся персонификациями активности и пассивности, движения и статики. Замкнутой в треугольник схеме движений персонажей вторят очертания угла в парижской мастерской художника на улице Валь-де-Грас, где и писалась картина. Над ключевой для композиции позой Арлекина Сезанн работал особенно напряженно, варьируя ее в ряде набросков маслом и в карандашных этюдах головы персонажа. Напряженное движение фигуры даже потребовало от художника изменить формат картины и добавить горизонтальную полосу холста внизу, куда «вошел» носок туфли Арлекина.
К моменту покупки Щукиным в 1904 году «Масленица» была признана одним из крупнейших произведений Сезанна, она снискала известность на выставках в Берлине и Вене. Прибыв в Москву, картина стала одной из самых притягательных для русских художников. Опыт знакомства с живописным высказыванием Сезанна оказал сильное воздействие на Валентина Серова: современникам запомнилась его фраза о «двух деревянных болванах», которые «не выходят у него из головы».

Ал.П.