Edouard Vuillard
Interieur. Relais
1898
Huile sur carton. 52 x 79 cm
Le musée de l’Ermitage

E.Vuillard 98


Provenance

1918, de la collection de S. I. Shchukin


Inv.: 6538

Inv. GMNZI: 5

Description
Interieur. RelaisInterieur. Relais
Edouard Vuillard
Interieur. Relais
Увеличить

В интерьере, который С. И. Щукин назвал «комнатой», с приметами буржуазного быта, вроде китайской вазы и кустистых цветов, соединились черты иного свойства, какой-то незамысловатой дачной жизни. О ней напоминает чугунная печка-времянка: сто лет назад такие «обогреватели» называли у нас буржуйками. Сам интерьер прост и просторен. Это гостиная, если и не уютная, то очень светлая. Сквозь высокую застекленную дверь способно войти много света, как и сквозь окно, большое и широкое, но то ли день серый, то ли вечер уже подступил. Часть окна перекрыта колонной, разделяющей надвое всю картину и почти превращающей ее в диптих. Колонна дает почувствовать, что «комната» куда больше того, что попадает в поле зрения: такую опору для удержания потолка ставят обычно в центре зала. Хозяева дома, видимо, хотели обиходить его, как могли, и притащили сюда разномастную мебель, цветы, вазы, но мало преуспели. К тому же здесь зябко, о чем напоминает и одежда персонажей, и печка-времянка, вблизи которой устроилась женщина – главное здесь действующее лицо.Что же это за интерьер, и кто его населяет? Французское слово Relay, встроенное теперь в название, мало что объясняет. Оно означает старинную почтовую станцию, то есть место смены лошадей. Такую станцию в Вильнев-сюр-Ионн, приспособленную под дачу, Эдуард Вюйар и показал. Однако вид ее для нас непривычен: место ничуть не походит на домик пушкинского «станционного смотрителя» в Выре, хотя построена эта Relay была примернов то же время. Дело в том, что в 1897 году здание приобрел издатель Таде Натансон

Таде Натансон
1898
© Rue des Archives / Vostock Photo 

Вокруг его журнала Revue blanche группировались художники наби: Вюйар, Пьер Боннар, Морис Дени, Феликс Валлоттон. Их, точно так же как Пьера Огюста Ренуара и Стефана Малларме, радушно принимали в Релэ, ставшем местом встреч многих выдающихся деятелей французской культуры.