NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryChronology1892–1917  1905

Politics and Culture

Кровавое воскресенье

Расстрел царскими войсками мирной демонстрации петербургских рабочих у Зимнего дворца  (Кровавое воскресенье)
9 (22) января 1905 года

Перед Зимним дворцом была расстреляна мирная демонстрация петербургских рабочих, направлявшихся с петицией к императору 9 января. В России началась первая революция.

Убийство великого князя

Революционер Иван Каляев, убивший в Москве великого князя Сергея Михайловича.
© РИА Новости

В феврале террорист-эсер И. П. Каляев по решению Боевой организации эсеровской партии бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича, настоявшего на вооруженном разгоне рабочей демонстрации 9 января. В мае, после отказа подавать прошение о помиловании, Каляев был казнен.

Поражение в Русско-японской войне

Порт-Артур (вид с Золотого Холма) после капитуляции. 
Поврежденные русские военные корабли в гавани (слева направо: Пересвет, Полтава, Ретвизан, Победа и крейсер Паллада)
Январь 1905

Состоялась встреча Николая II и Вильгельма II близ Выборга: то была безуспешная попытка Германии изолировать Россию от Франции с помощью заключения союзного договора.

Волнения в России

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический».
Переименованный в «Пантелеймон» после мятежа
1906

В июне вспыхнул мятеж матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический», стоявшем на одесском рейде. Летом в ряде районов начались крестьянские волнения, переходящие в восстание. В августе произошла Всероссийская политическая стачка.

Создан высший государственный орган России – Совет министров, который возглавил С. Ю. Витте (до 1906).

Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев ушел в отставку.

Новые политические объединения в России

В октябре прошел Учредительный съезд Конституционно- демократической партии России (кадеты), программу которой разработал В. Д. Набоков. Главные требования: установление конституционной парламентской монархии, отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение «рабочего вопроса». В этом же году была создана умеренно-либеральная партия «октябристов» и крайне националистический «Союз русского народа». Как записал в своем дневнике В. О. Ключевский: «Русская интеллигенция бьется о собственную мысль как рыба об лед, на который она выбросилась от духоты подо льдом».

17 октября Николай II издал высочайший манифест о даровании населению Российской империи гражданских свобод. Были гарантированы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Этому событию И. Е. Репин посвятил большую картину, которая так и называлась: «17 октября 1905 года». В. В. Розанов охарактеризовал полотно следующим образом: «Репин, не замечая сам того, нарисовал масленицу русской революции, карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства».

М. Горький – революционер

Максим Горький
1906
© Библиотека Конгресса, Вашингтон

События того безудержного года были слишком серьезны и непредсказуемы по последствиям, чтобы вызывать у современников одинаковое отношение. Так М. Горький, отвлекшись от пера, принял в революции самое непосредственное участие: вступил в партию большевиков и снабжал рабочих оружием – пример, которому не следовали его коллеги по писательскому цеху.

Теория относительности

Альберт Эйнштейн
Ок. 1905

Альберт Эйнштейн в статье «К электродинамике движущихся сред» изложил начала теории относительности, которая вместе с квантовой теорией сформировала основу физики ХХ века. Независимо от Эйнштейна математические следствия «постулата относительности» развивает французский математик и философ Анри Пуанкаре.

Французский физик Поль Ланжевен создал теорию диа- и парамагнетизма.

Умер Жюль Верн.

Уникальным опытом импрессионизма в музыке стали три симфонических эскиза Клода Дебюсси «Море».

Состоялся дебют в кино выдающегося французского актера Макса Линдера (настоящее имя – Габриэль Лёвьель).

Макс Линдер
Начало ХХ в.

В 1905 году французская и русская живопись стоят на диаметрально противоположных позициях. Французская – решительно сосредоточена на поисках чистого цвета, русская – слишком обращена к тому историческому разлому, у которого оказалась страна, чтобы сколько-то глубоко погружаться в таинства колористических и формальных открытий, совершающихся во Франции. Там, пусть и на излете, еще действуют некоторые из основоположников импрессионизма: Клод Моне работает в Живерни над серией полотен «Кувшинки», отличающихся новой, широкой манерой письма; Поль Сезанн заканчивает одну из главных своих композиций – «Большие купальщицы» (Художественный музей, Филадельфия).

Однако только что выступившие в роли лидеров молодого поколения Анри Матисс и Андре Дерен, осваивая кратчайшие пути к чистому цвету, обращаются за поддержкой не к ним, а к Полю Синьяку с его радужными красками. Они подхватывают неоимпрессионистическую технику раздельного мазка и добиваются предельной яркости. Большим подспорьем для художников оказываются развернутые весной в Салоне Независимых ретроспективы Жоржа Сера и Винсента Ван Гога. Сам Матисс выставляет в этом Салоне картину «Роскошь, покой и нега», которую приобретает Синьяк.

Лето 1905 года Матисс и Дерен проводят в Коллиуре, на юге Франции, закладывая основы нового стиля в живописи – фовизма; это имя он получит во время проведения Осеннего салона, когда критик Луи Воксель окрестит Матисса и примкнувших к нему молодых художников: Дерена, Анри Мангена, Жана Пюи, Мориса Вламинка, – дикими (франц. fauve – дикий).

Из десяти картин, которые Матисс показал в Осеннем салоне, покупателя нашла лишь одна «Женщина в шляпе» (Художественный музей, Сан Франциско), ушедшая в собрание Лео и Гертруды Стайн. (На следующий год c братом и сестрой Стайн познакомится С. И. Щукин.). На этой же выставке под названием «Летнее утро» экспонировалась картина Матисса «Крыши Коллиура».

Фовизм явился первой революцией в живописи ХХ века.

Его адепты: Матисс, Дерен, Вламинк, Рауль Дюфи, Кеес Ван Донген, – пройдя через импрессионизм, начинают порицать этот стиль за недостаточное чувства современности (modernite – одно из главных понятий их словаря). Они хотят от живописи большей энергии, более мощной красочности, большей простоты.

Характерно, что бóльшая нюансированность цвета теперь, после нескольких лет одноцветия Голубого периода, приходит и к Пабло Пикассо. В феврале в парижской галерее Серрюрье он впервые показывает свои картины Розового периода на темы бродячего цирка (среди них – «Девочка на шаре»). Пикассо знакомится с американцем Лео Стайном, а тот приводит в мастерскую художника в Бато-Лавуар свою сестру Гертруду. В ноябре Пикассо начинает писать ее портрет, потребовавший 90 сеансов (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Стайны приобретают многие работы художника; в их доме он знакомится с Анри Матиссом. Гийом Аполлинер публикует две статьи о Пабло Пикассо: «Пикассо, живописец и рисовальщик» и «Молодые художники. Живописец Пикассо». Большое впечатление производит на Пикассо ретроспектива Эдуарда Мане в Осеннем салоне.

Русская художественная жизнь по вполне понятным и исторически обусловленным причинам значительно уступает в своей интенсивности французскому бурлению; в известном смысле она не то замирает, не то впадает в апатию. Прекращает существование журнал «Мир искусства». Русские картины, датированные 1905 годом, редки. Произведения большинства русских живописцев никак не отразили событий революции. Как показывает собрание Третьяковской галереи, художники не изменили своим традиционным влечениям, вполне проявившимся в предреволюционные годы: К. А. Коровин написал отличающееся весенней свежестью «Кафе в Ялте»; В. Э. Борисов-Мусатов – «Венки васильков»; К. Ф. Юон изобразил в нескольких вариациях «Базарной площади» (с подзаголовком «Красный торг») нарядные повозки в Ростове Великом; С. Ю. Жуковский – как всегда, элегическую дворянскую усадьбу. Каждый готовил обычное приношение к следующей выставке. Исключений чрезвычайно мало, но именно они – картины В. А. Серова и С. В. Иванова – составили наиболее памятную страницу 1905 года.
Неслучайно самой значительной экспозицией начала века была выставка с недвусмысленной оглядкой на прошлой – организованная С. П. Дягилевым в Таврическом дворце Санкт-Петербурга Историко-художественная панорама русских портретов, с изданием восьми выпусков каталога.



Текст: 
А. Костеневич