NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryChronology1892–1917  1916

Politics and Culture

Политика и война

Начало кампании

К началу года военные руководители России, Франции и Великобритании осознали необходимость гораздо большего, чем прежде, координирования совместных действий. План англо-французского командования состоял в том, чтобы провести наступление на Сомме и под французской крепостью Верден, находившейся в немецкой осаде. Союзники знали, как измотана русская армия отступлением во второй половине 1915 года и какие потери она понесла. В силу этого они отводили России вспомогательную роль — сдерживать в весеннее время немецкие и австро-венгерские части от продвижения на восток, пока на западе батальоны французов и англичан не нанесут решительный удар.

Восточный фронт

Генерал А. А. Брусилов
1916

Однако русская армия сумела не только восстановить свой потенциал, но и начать наступление раньше союзников. Из трех возможных направлений главного удара по противнику Российская Ставка, не без колебания, выбрала юго-западное — в соответствии с планом генерала А. А. Брусилова, недавно назначенного командующим Юго-западным фронтом. 

К тому моменту многого достигла промышленность России: так, например, на Ижорском заводе началось производство минометов. Через Архангельск и Владивосток шли поставки товаров от союзников. На самой передовой была проделана огромная работа по приближению линии окопов вплотную к позициям противника. 22 мая началась общая атака по всему 450-километровому фронту  

Карл Булла
Смотр императором Николаем II войск перед Брусиловским прорывом
© Getty Images / Fotobank

От «Брусиловского прорыва» австрийская армия так и не сумела оправиться: 1,5 миллиона человек убитыми, 420 тысяч пленными. Лишь срочная переброска 15 немецких дивизий позволила остановить наступление; русские войска, потерявшие 1 миллион 200 тысяч убитыми и ранеными вновь утвердились на линии Карпат.

Изменение обстановки позволило союзникам добиться на Западном фронте успеха, хотя и очень нелегкого. С начала весны до конца года под Верденом продолжались затяжные бои, в которых французская армия потеряла 358 тысяч солдат, а германская — около 600 тысяч. В битве на Сомме обе стороны потеряли более 1,3 миллиона человек. 

Кавказский фронт

Весной русская армия под командованием генерала Н. Р. Юденича добилась значительных успехов в Закавказье. С начала года она заставила турецкие войска отступить более чем на 100 километров и укрыться в Эрзеруме. Эта крепость с тремя линиями мощных фортов, находившаяся на высоте более 3000 метров, считалась неприступной. Штурм турецкой твердыни, продолжавшийся пять суток при двадцатиградусном морозе, по обледенелым кручам и под огнем турецких орудий, завершился 16 февраля; современники справедливо сравнивали это сражение со взятием А. В. Суворовым Измаила, хотя здесь задача была, как кажется, даже труднее.

В развитие успеха русские войска 18 апреля взяли Трапезунд и вышли к верховьям Евфрата и берегам озера Ван.

В различных областях Российской империи нарастала напряженность: в июле, после указа Николая II о призыве жителей Туркестана на принудительные работы, там началось восстание.

В различных областях Российской империи нарастала напряженность: в июле, после указа Николая II о призыве жителей Туркестана на принудительные работы, там началось восстание.

С. М. Прокудин-Горский
Двое заключённых в кандалах в Туркестане

Война вызывает в русском обществе все большее отвращение: 31 октября в Петрограде, на Выборгской стороне, прошла забастовка под лозунгами «Долой союзников! Довольно воевать!»

Григорий Распутин 

Григорий Распутин

C cередины 1915 года в России происходил непрерывный процесс смены руководителей главнейших ведомств. Вначале Николай II вынужден был, уступая общественному недовольству, смещать консервативных и недееспособных министров. Он даже отправил в сибирскую деревню своего «друга» Г. Е. Распутина, о котором В. Н. Коковцов, председатель Совета министров в 1911—1914 годах, говорил: «типичный сибирский варнак, бродяга. По внешности ему недостает только арестантского армяка и бубнового туза на спине. По замашкам – это человек, способный на все». Однако императрица Александра Федоровна видела в Распутине «человека Божьего» (за его критику в ссылку отправили даже царского духовника), поэтому возвращение «старца» в Петроград было лишь вопросом времени. В ноябре 1915 года он вернулся и снова принялся беззастенчиво вмешиваться в государственные дела, причем его ставленники всегда оказывались бездарными карьеристами. Страна восприняла как оскорбление тот факт, что в январе 1916 года председателем Совета министров вместо В. Л. Горемыкина стал продвинутый Распутиным Б. В. Штюрмер: как тогда говорили, «человек с австрийской фамилией и сомнительной репутацией».
30 декабря в результате заговора приближенных к двору людей царский фаворит Расупутин был убит.

5 ноября было провозглашено создание под эгидой Германии и Австро-Венгрии независимого Польского королевства.

На последнем перед Рождеством заседании Государственной думы 16 декабря П. Н. Милюков заявил: «Мы переживаем теперь страшный момент. На наших глазах общественная борьба выступает из рамок строгой законности и возрождаются явочные формы 1905 года. Атмосфера насыщена электричеством… Никто не знает, господа, где и когда грянет удар…»

П. Н. Милюков
1917



Культура

Вышло в свет одно из наиболее известных произведений о Первой мировой войне — роман Анри Барбюса «Огонь», вдохновленный собственными впечатлениями писателя от войны, на которую он отправился добровольцем в самом ее начале, а в 1915 году был ранен и комиссован.

Писатель Анри Барбюс в время Первой мировой войны
1915
© Rue des Archives / Vostock Photo

Амбруаз Воллар издал, а уже на следующий год переиздал антивоенную книгу собственного сочинения «Король Юбю в госпитале».

Фернан Леже, получив отпуск с фронта, написал в Париже «Солдата с трубкой»; с октября Леже снова находится в Вердене. 

Фернан Леже
Солдат с трубкой
1916
Холст, масло. 130 х 97
Художественное собрание земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф

Год в жизни Андре Дерена

Андре Дерен был отмечен в марте «за храбрость» в боях на Сомме, под Верденом и в провинции Вогезов. В октябре в Галерее Поля Гийома прошла персональная выставка художника; предисловие к ее каталогу написал Гийом Аполлинер.

В марте Гийом Аполлинер был тяжело ранен, ему сделали трепанацию черепа. Пабло Пикассо нарисовал несколько его портретов с забинтованной головой. 

Год в жизни Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
© Bridgeman / Fotodom

В мае Жан Кокто представил Пабло Пикассо С. П. Дягилеву. В августе тот сделал художнику предложение участвовать в работе над оформлением балета «Парад». 31 декабря Пикассо и Анри Матисс присутствовали на банкете, устроенном по случаю выхода в свет поэмы Гийома Аполлинера «Убитый поэт».

Феликс Валлоттон был одним из немногих деятелей искусства того времени, кто обращался к военной тематике не ради ультра-патриотической агитации, а с позиций пацифизма. Снова вернувшись после 15-летнего перерыва к ксилографии, он выпустил за свой счет альбом-серию из шести гравюр «Это война» [C’est la guerre]. Валлоттон предполагал изобразить и верденскую битву, записав в дневнике: «Какой ужасной и прекрасной вещью стало бы это поле бойни».

Центром зарождающегося дадаизма стало кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где собирались художники и поэты (Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Тристан Тцара, Ханс Арп и др.).

Хуго Балль, один из основателей дадаизма, выступает в кабаре «Вольтер»
Цюрих, 1916

В Петрограде основано Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), провозгласившее необходимость исследования формы художественного произведения (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Р. О. Якобсон и др.).

Русский балет С. П. Дягилева

Михаил Ларионов
Эскиз сценографии к балету «Кикимора»
1915
Карандаш, акварель, гуашь на бумаге, наклеенной на картон. 47,9 х 60

В Сан-Себастьяне труппа Русского балета С. П. Дягилева впервые представила балет «Кикимора» (музыка А. К. Лядова, хореография Л. Ф. Мясина, декорации и костюмы М. Ф. Ларионова).
В Испании труппой готовилась также новая версия балета «Садко» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, декорации и костюмы Н. С. Гончаровой).

У Б. М. Кустодиева начался необратимый паралич нижней части тела

Б. М. Кустодиев
Автопортрет
1905
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. С. Малевич в начале года представил 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет».

Казимир Малевич
Супрематизм
1916
Холст, масло. 80 х 80
Краснодарский краевой художественный музей, Краснодар

В феврале-марте в Петрограде прошла выставка «Мир искусства».

Выставка «Магазин»

В марте-апреле в Москве, в помещении пустующего магазина, прошла футуристическая выставка «Магазин». В основном состав ее участников — тот же, что на петроградских выставках 1915 года «Трамвай В» и «0,10»: В. Е. Татлин, К. С. Малевич, И. В. Клюн, Л. С. Попова, А. А. Экстер, а кроме того Л. А. Бруни, А. А. Моргунов, А. М. Родченко. Выступление футуристов в этот раз прошло спокойнее, без вызывающих и даже хулиганских эскапад двух предыдущих лет.

Выставка «Бубновый валет»

О. Розанова
Метроном
1915
Холст, масло. 52,2 х 41
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В ноябре-декабре в Москве прошла следующая, 6-я, выставка «Бубнового валета», показавшая значительное полевение этой группы: наряду с первыми «валетами»: А. В. Куприным, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком, — здесь выступили супрематисты: К. С. Малевич, И. В. Клюн, И. А. Пуни, О. В. Розанова.

В декабре сходную с выставкой «Бубнового валета» тенденцию продемонстрировала московская экспозиция «Мира искусства», где наряду с М. В. Добужинским, Б. М. Кустодиевым, А. П. Остроумовой-Лебедевой, О. Э. Бразом представили свои работы художники следующего поколения: П. П. Кончаловский, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, С. Ю. Судейкин, Б. Д. Григорьев.

Одной из главных фигур «Мира искусства» становится Григорьев, который в это время приступает к циклу картин и рисунков «Расея», а также Вместе с А. Е. Яковлевым и Судейкиным расписывает художественно-артистическое кафе «Привал комедиантов» на Марсовом поле в Петрограде.



Текст: 
А. Костеневич