NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1892–1917  1917

Politique et Culture

Политика. Война и две революции

Октябрьский переворот

Штурм Зимнего Дворца
25-26 октября 1917

25 октября А. Ф. Керенский уехал из Петрограда в войска. Большевики, у которых еще с сентября было численное превосходство в Петроградском и Московском советах, организовали вооруженный переворот, захватили Зимний дворец и арестовали членов Временного правительства. В России установилась большевистская диктатура, внешне оформленная как республика, управляемая Советом Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. 20 декабря для борьбы с саботажем и контрреволюцией была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК), которой руководил Ф. Э. Дзержинский. Большевики беспощадно преследовали любое инакомыслие, закрывали оппозиционные газеты. Развернулась национализация промышленных предприятий.

В противовес большевистской диктатуре на Юге страны крепло «Белое движение»: в Ростове и Новочеркасске начала формироваться Добровольческая армия, основу которой составила организация офицеров и юнкеров генерала М. В. Алексеева.

На исходе года в Бресте Советская Россия вступила в сепаратные мирные переговоры с Германией и ее союзниками.

18 февраля на Путиловском заводе в Петрограде началась забастовка; через неделю бастовали уже предприятия по всей столице. Одновременно с этими событиями Николай II издал указ о роспуске IV Государственной думы, которому парламентарии отказались подчиниться. Начались расстрелы демонстраций.

27 февраля в Петрограде — в результате массового перехода солдат Петроградского гарнизона на сторону демонстрантов — вспыхнуло вооруженное восстание. Дальнейшие события сменяли друг друга с чудовищной быстротой: захват Зимнего дворца; образование Временного комитета Государственной думы под председательством М. В. Родзянко; образование Петроградского совета рабочих депутатов; восстание на кораблях Балтийского флота; образование в Москве Совета рабочих депутатов. 

Министр-председатель Временного правительства князь Г. Е. Львов (2-й слева) и военный министр А. Ф. Керенский (2-й справа) с группой генералов
1917
© РИА Новости

2 марта Николай II отрекся от престола — за себя и своего сына Алексея — в пользу брата, великого князя Михаила Александровича, который на следующий день также сложил с себя корону. Власть в России перешла к Временному правительству во главе с князем Г. Е. Львовым (файл 7). 8 марта генерал Л. Г. Корнилов по распоряжению Временного правительства арестовал в Царском селе императорскую семью.

7 марта Временное правительство признало автономию Финляндии в составе Российской империи, а 17-го — право Польши на независимость.

20 марта в России был провозглашена отмена национальных и вероисповедальных ограничений; объявлена свобода собраний и союзов.

Возвращение Ленина

Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце в Петрограде
Апрель 1917

3 апреля в Россию с группой большевиков вернулся из швейцарской эмиграции В. И. Ленин: Германия разрешила ему и Ю. О. Мартову проезд по своей территории. Из США прибыл Л. Д. Троцкий.

Вступление в войну США

Президент Вильсон перед Конгрессом США объявляет о разрыве дипломатических отношений с Германией
Заседание 3 февраля 1917 года

Германия, провозгласив «неограниченную подводную войну», в феврале — апреле уничтожила более 1000 судов, как военных, так и гражданских. Тот факт, что среди них были корабли нейтральных стран, послужил поводом для вступления в войну США, которые 6 апреля присоединились к Антанте. Уже в мае новые американские союзники предоставили заем Временному правительству России.

«Брюквенная зима» — голод в Германии.

Городская мобильная кухня на улицах Берлина
1916

В битве при Камбре англичане впервые использовали танки (около 300 машин) для прорыва немецкой обороны.

Британский танк во время битвы при Камбре, Франция
1917

Восточный фронт

Верховный главнокомандующий Русской армии генерал Л. Г. Корнилов
1917

В мае пост Верховного главнокомандующего Русской армии покинул генерал М. В. Алексеев; на его место был назначен генерал А. А. Брусилов. Однако июньское наступление русских войск в Галиции, где годом раньше Брусилов достиг значительных успехов, теперь потерпело неудачу. В июле Брусилова на его посту сменил генерал Л. Г. Корнилов. Уже в конце августа, после предпринятой им попытки выступления против Врéменного правительства, Корнилов был арестован и предан суду.

В июне киевская Центральная Рада провозгласила независимость Украины.

В июле князь Г. Е. Львов ушел с поста министра-председателя Временного правительства, уступив место А. Ф. Керенскому, который вскоре стал также Верховным главнокомандующим.

Патриарх Тихон

Патриарх Тихон
Дата не известна

В августе Поместный собор Русской православной церкви, проходивший в Москве, восстановил в России патриаршество, отмененное еще Петром I. 5 ноября патриархом был избран митрополит Тихон. 

Завершилось строительство Транссибирской магистрали.



Культура

Опубликована книга стихов А. А. Ахматовой «Белая стая».

«Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова 

Критик и философ Василий Розанов
1910
© РИА Новости

В конце года отдельными небольшими книжками начал выходить «Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова. «…Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (всем, — и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустóты от былого христианства; и в эти пустóты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Всё потрясено, все потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но все это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания».

Год в жизни С. С. Прокофьева 

Сергей Прокофьев за пианино
1918
Библиотека Конгресса, Вашингтон

С. С. Прокофьев сочинил Симфонию №1 «Классическую», закончил Третий фортепианный концерт, продолжал дорабатывать партитуру Первого скрипичного концерта. В Мариинском театре готовилась постановка его «Игрока», но труппа отказалась исполнять столь сложную партитуру. Под впечатлением от бушевавших в России революционных событий Прокофьев написал кантату «Семеро их», «халдейское заклинание» духов хаоса и разрушения.

В апреле С. П. Дягилев открыл 11-й Русский сезон в Риме балетом «Женщины в хорошем настроении». В мае в парижском театре Шатле прошла премьера хореографических миниатюр «Русские сказки». Вслед за тем был поставлен балет «Парад» (музыка Эрика Сати, либретто Жана Кокто, хореография Л. Ф. Мясина, сценография Пабло Пикассо), который вызвал оглушительный скандал с обвинениями в надругательстве над французской культурой и криками «Сати и Пикассо — грязные боши»; впрочем, через два года в Лондоне второе представление этого балета сопровождалось огромным успехом. И. Ф. Стравинский писал впоследствии в «Хронике моей жизни», что Сати «противопоставил смутной эстетике доживающего свой век импрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишенный каких-либо вычурностей и прикрас».

Год в жизни Пабло Пикассо

Пабло Пикассо с женой, балериной Ольгой Хохловой, на фоне афиши балета «Парад»
1917

В феврале, работая над сценографией балета «Парад» для Русских сезонов С. П. Дягилева, Пабло Пикассо вместе с Жаном Кокто отправился в Рим. Концепция созданного им театрального занавеса восходит к живописи розового периода, но костюмы актеров выполнялись в духе кубизма. На репетициях Пикассо познакомился с балериной О. С. Хохловой и вскоре женился на ней.

Пабло Пикассо
Арлекин
1917
Холст, масло. 116 х 90
Музей Пикассо, Барселона
© Bridgeman / Fotodom

Портреты Ольги — с их уверенной и изощренной линеарностью — свидетельствуют, как внимательно изучал художник наследие Доминика Энгра. Высокого совершенства достиг Пикассо и в своих арлекинадах («Арлекин», «Арлекин и женщина с ожерельем» и др.).

Год в жизни Анри Матисса

Анри Матисс
Урок музыки
1917
Холст, масло.
244, 7 x 200, 7
Фонд Барнса, Мерион

Обосновавшийся в Ницце Анри Матисс все дальше отходил от упрощений и драматизма, свойственных его творчеству кануна и начала Первой мировой войны. Нотами интимности отмечена выполненная в этом году картина «Урок музыки», так же как и ряд интерьерных композиций. Матисс в последний раз переписал «Купальщиц у реки» (Художественный институт, Чикаго) — третью часть задуманного еще в 1909 году ансамбля с «Танцем» и «Музыкой». Стиль этой композиции менялся под рукой художника на протяжении семи лет — она была своего рода творческим «полигоном», на котором Матисс прибегал к смелым экспериментам. На самом последнем этапе от фовизма в «Купальщицах» уже ничего не осталось.

«Фонтан» Марселя Дюшана  

Марсель Дюшан
Фонтан
1917
Керамика. 36 x 48 x  61
Музей Израиля, Иерусалим
© Bridgeman / Fotodom

Марсель Дюшан, один из лидеров дадаистов, представил в Салон Независимых свой «Фонтан», стандартный писсуар фабричного изготовления (ready-made) с подписью «R. Mutt» (то есть «дурак»). Хотя этот скандальный экспонат был отклонен, он получил огромную известность и в наши дни относится к наиболее видным произведениям эпохи.

Огюст Роден подарил Российской Академии художеств, почетным членом которой он был избран, скульптуру «Бронзовый век» (вариант в гипсе); в конце года Роден скончался. 

Эдвард Стайхен
Портрет Огюста Родена
1911
© AKG / East News

Последняя выставка «Бубнового валета»

В октябре «Бубновый валет» покинула целая группа художников, чьи предложения об изменении названия сообщества и переизбрании правления, не встретили поддержки. Среди них были: В. Е. Татлин, Л. А. Бруни, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова.

Последнюю выставку «Бубнового валета» (21 ноября — 3 декабря) А. М. Эфрос сравнил с «добрым бабьим одеялом старого типа». В этой «лоскутной» экспозиции выразилось как отсутствие единой направленности сообщества, распавшегося на группировки, так и недостаток смелости, свойственной «валетам» еще несколькими годами раньше.

Выставка «Мира искусства»

26 декабря в Москве открылась большая (387 произведений) выставка «Мира искусства», к которому присоединились теперь былые лидеры «Бубнового валета». По словам А. М. Эфроса, «Бубновый валет» «оказался оболочкой без соответствующего содержания… Но и “Миру искусства” оказалось не легче: бывшие бубнововалетцы составили тут и численно, и эстетически самую сплоченную и генеральствующую группу; гибкость, эластичность, приспособляемость, беспринципность нынешнего “Мира искусства” — назовите это свойство как угодно — дошла таким образом до геркулесовых столбов».

Заметное место в тогдашнем «Мире искусства» занимал Б. Д. Григорьев, работавший с редкой интенсивностью. Помимо цикла картин и рисунков «Расея», частично создававшегося летом в деревнях Олонецкой и Петроградской губерний, в его творчестве того периода представлены портреты художников (М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева), харáктерных деятелей околохудожественной буржуазной среды и колоритных персонажей городского дна: «Пара. Жиган и проститутка», «Улица блондинок» и др.

Эвакуация картин из Эрмитажа

В августе, после захвата Риги немецкими войсками, Временное правительство, опасаясь вторжения врага в Петроград или бомбардировки города с дирижаблей, распорядилось значительную часть лучших картин старых мастеров, принадлежащих Эрмитажу, переместить в московский Кремль. Все они будут находиться там до ноября 1920 года.  


Текст: 
А. Костеневич