NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1918–1948  1919

Politique et Culture

«Версальский мир»

Уильям Орпен
Подписание мира в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919
Имперский военный музей, Лондон, Великобритания

28 июня в ходе Парижской мирной конференции в Зеркальной галерее Версальского дворца подписан мирный договор между странами Антанты и капитулировавшей Германией. Официальное завершение Первой мировой войны.

Образован Баухауз

Луи Хельд
Вальтер Гропиус
1919

В апреле в Веймаре в результате объединения Саксонско-Веймарской высшей школы изобразительных искусств и основанной архитектором Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства основана Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз (Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung). Руководителем школы назначен молодой берлинский архитектор Вальтер Гропиус, адепт строго функционального, технологичного дизайна. В качестве преподавателей им в разное время были приглашены Адольф Мейер, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Йозеф Альберс, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Лионель Файнингер и другие художники и архитекторы.

Дворец кронпринцев в Берлине — музей современного искусства

Людвиг Юсти (в центре) с коллегами на балконе Дворца кронпринцев в Берлине

Директор берлинской Национальной галереи Людвиг Юсти (1876–1957), продолживший собирательское дело своего предшественника Гуго фон Чуди, организовал новый отдел, занимающийся исключительно современным искусством. 4 августа во Дворце кронпринцев на Унтер-ден-Линден открылась «Галерея живых», состоявшая из 150 произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов, художников Берлинского сецессиона и экспрессионистов. Этот один из первых в Западной Европе музеев современного искусства просуществовал до прихода к власти нацистов в 1933 году.

После обретения Чехословакией независимости на пост директора Галереи живописи Патриотического общества друзей искусства назначен Винцент (или Винценц) Крамарж (1877–1960). Получивший классическое искусствоведческое образование в Вене, Крамарж тем не менее был увлечен современным искусством, особенно кубизмом, которому он посвятил ряд книг. Он был знаком с Пикассо, Дереном, Вламинком, Браком, ван Донгеном, а также с парижскими маршанами Анри Канвейлером и Кловисом Саго. Благодаря этим связям Крамарж устраивал выставки модернистов (Пикассо, 1922) и пополнял собрание галереи их работами. Свою собственную коллекцию, которую он собирал с середины 1900-х годов, искусствовед впоследствии передал в дар Национальной галерее в Праге.

Музеи скульптора Oгюста Родена открыты в Париже в Отеле Бирон и в Медоне на Вилле бриллиантов

Музей Родена, Париж, Франция

Принятие Декларации Отдела изобразительных искусств и художественной промышленности Наркомпроса по вопросу о принципах музееведения

11–18 февраля на Первой Всероссийской конференции по делам музеев во Дворце искусств (бывший Зимний дворец) в Петрограде была принята декларация, положившая начало созданию единого Государственного музейного фонда и Музея художественной культуры, формируемого на основе этого фонда. Однако было признано право музеев (сложившихся художественных собраний) защищать свою неприкосновенность. Из «Московской декларации», обнародованной на Всероссийской конференции И. Э. Грабарем от имени Московской коллегии отдела по делам музеев:

«Все коллекции ныне существующих русских музеев должны быть рассматриваемы так же, как составная часть Национального музейного фонда. Распределение коллекций фонда должно происходить как в целях создания новых музеев, так и в целях пополнения уже существующих».

Организация новых музеев

Н. Н. Купреянов
Плакат
Граждане, храните памятники искусства!
1919

В течение года были организованы Музей живописной культуры в Москве (МЖК, с 1924 года — филиал ГТГ; упразднен в декабре 1928-го), Музей художественной культуры в Петрограде (МХК, упразднен в 1926 году), музеи живописной культуры в Нижнем Новгороде, Витебске и Костроме. Вплоть до 1922 года организаторы МЖК регулярно просили предоставить произведения французских художников из бывших собраний Щукина и Морозова, необходимые в экспозиции как «исходные пункты для выявления современных течений в искусстве и научной разработки вопросов живописной культуры».

Музей
Открыт Первый (щукинский) Музей новой западной живописи

Развеска в первом отделении МНЗЖ
Зал Матисса. Левая сторона

Открытие музея для публики произошло в апреле. Однако после ремонта здания музей был открыт повторно 15 августа. К этой дате был напечатан пригласительный билет с цветной гравюрой художника Василия Масютина.

Перевеска картин на втором этаже особняка Морозова

Зал Сезанна
во 
II (морозовском) отделении МНЗЖ
Середина 1920-х годов

Иван Абрамович Морозов вместе с художником и искусствоведом Борисом Николаевичем Терновцом восстанавливает экспозицию галереи. Для посетителей открыт второй этаж особняка на Пречистенке. Развешана наиболее ценная часть собрания — залы Сезанна, Дега, Гогена и ван Гога, Матисса и Коровина. По воскресеньям сам Морозов водит экскурсии.
Развеска Морозова — Терновца просуществует до 1923 года. Ее недостатками Терновец считает «отсутствие единого плана, скученность, неясность создаваемой общей картины», тогда как само здание он называет «наиболее приспособленным» из всех помещений Москвы «к специальным задачам экспонирования художественных коллекций».

Терновец назначен хранителем морозовского собрания

Борис Николаевич Терновец

Назначение произошло 10 апреля, при этом бывший владелец был определен на должность помощника. Вскоре Морозов вместе с женой и дочерью выезжает в Петроград и потом оказывается за границей в Карлсбаде (Карловы Вары).

Открыт Второй (морозовский) Музей новой западной живописи

Вид здания II
(морозовского) отделения МНЗЖ

1 мая морозовское собрание открыто для посетителей под названием Музей новой западной живописи. За первые десять месяцев его посещает более 13 тысяч человек. В июне принято постановление считать национализированные коллекции С. И. Щукина и И. А. Морозова соответственно Первым и Вторым Музеями новой западной живописи (МНЗЖ).

Попытка изъятия произведений из МНЗЖ

В июне представители подотдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР художники В. Кандинский, Р. Фальк, П. Кузнецов, Н. Альтман и другие предпринимают попытку отобрать для фондов Музея живописной культуры «несколько наиболее характерных картин иностранных художников» из коллекции Второго Музея новой западной живописи.

Щукины в эмиграции

С. И. Щукин с дочерью Ириной и женой Надеждой Афанасьевной на юге Франции
Около 1920 года

С. И. Щукин с женой и дочерью переезжают из Германии в Швейцарию, а затем на Лазурный Берег и поселяются в Ницце. Анри Матисс безуспешно пытается восстановить отношения со своим бывшим коллекционером и заказчиком.