NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1918–1948  1922

Politique et Culture

Договор между Россией и Германией

16 апреля во время работы Генуэзской международной конференции в Рапалло заключен Российско-германский договор. Дипломатические и торговые отношения между странами полностью восстановлены.

«Философский пароход»

Иосиф Александрович Матусевич
Профессор И. А. Ильин и князь С. Е. Трубецкой
Рисунок, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию
1922

В сентябре и ноябре в ходе кампании по борьбе с инакомыслием из Советской России в Германию была выслана большая группа ученых, литераторов и юристов. Около 160 человек, в том числе философы Николай Бердяев, Николай Лосский, Лев Карсавин, Сергей Трубецкой, Иван Ильин, Семен Франк и др., были вывезены двумя рейсами в немецкий порт Штеттин. Высылки продолжались и позднее — на пароходах и поездами.

Окончание Гражданской войны в России

25 октября части Народно-революционной армии заняли Владивосток. Гражданская война окончена, хотя отдельные бои продолжались до 1923 года.

Образование СССР

30 декабря на I съезде Советов союзных республик провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) — конфедерации России, Белоруссии, Украины и Закавказской Федерации.

Марк Шагал покидает Россию

Марк Захарович Шагал
© Getty Images

Шагал сначала уезжает в Литву, оттуда в Берлин, затем в Париж.

«Первая русская художественная выставка» в Берлине

Эль Лисицкий
Обложка каталога Первой русской художественной выставки в Берлине
1922

Erste Russische Kunstausstellung с участием практически всех представителей авангардистских движений страны проходит в берлинской галерее Ван Димена. В ней участвовало 157 художников, было экспонировано 704 произведения. Комитет художников по оказанию помощи голодающей России при Межрабпоме содействовал тому, чтобы весь сбор от выставки пошел в помощь голодающим Поволжья.

После смерти выдающегося немецкого коллекционера современного искусства, коллеги и конкурента С. И. Щукина в деле собирания французских модернистов Карла Эрнста Остхауса (ум. 1921) его богатейшая коллекция была выкуплена Обществом Музея Фолькванг (Folkwang) в городе Эссен.

Разбогатевший в начале века на изобретении и продажах антисептика аргирола химик-фармаколог Альберт Барнс (1872–1951) основал The Barnes Foundation — образовательный центр и музей современного искусства, в котором демонстрировались произведения Модильяни, Пикассо, Матисса, ван Гога, Гогена, Сера, Дега, Моне и других мэтров постимпрессионизма и модернизма, приобретенные в Париже либо самим Барнсом, либо его агентами. Здание музея в Мерионе, пригороде Филадельфии, было построено французским архитектором Полем Кре, украшено по фасаду скульптурными рельефами Жака Липшица, один из залов впоследствии был расписан Анри Матиссом («Танец»). Парадоксально, но музей Барнса был закрыт не только для публики, но и для специалистов. В музей зрителей начали пускать лишь с 1961 года.

Польский «Ритм»

Эжен Зак
Автопортрет
1916
Холст, масло
Частное собрание

В Варшаве образовалось одно из самых крупных объединений художников «Ритм» (Rytm), чье влияние на польское изобразительное искусство между двумя мировыми войнами (1922–1932) было если и не определяющим, то весьма значительным: живописцы, скульпторы и архитекторы объединения пользовались поддержкой государства. «Ритм» продолжал развивать эстетику модернизма, в том числе и кубизма, при этом апеллируя к классическим ценностям и национальным (народным) традициям. Среди видных участников объединения были такие мастера, как Эугениуш Зак (Жак), Рафал Мальчевский, Роман Крамштык, Станислав Ноаковский, Ромуальд-Камиль Витковский, Зофья (Софья) Стрыеньска, Владислав Скочиляс, Вацлав Боровский и другие.

Итальянское Новеченто

Семь художников в Милане — Марио Сирони, Акилле Фуни, Ансельмо Буччи, Леонардо Дудревилль, Джан-Эмилио Малерба, Пьетро Маруссиг и Убальдо Оппи — объединились в группу Novecento Italiano («Итальянский ХХ век»), прокламирующую «возвращение к порядку», то есть к обновленной национальной классической традиции, уходящей корнями в античность и Ренессанс. В этом же году в миланской галерее Пезаро прошла их первая выставка — Sette pittori del Novecento («Семь художников Новеченто»).

Умер Поль Дюран-Рюэль

Пьер Огюст Ренуар
Портрет Дюран-Рюэля
1910
Холст, масло. 65 × 55 см
Собрание Дюран-Рюэля, Нью-Йорк (?)

5 февраля на 91-м году жизни в Париже скончался Поль Дюран-Рюэль, дилер и покровитель импрессионистов.

Музеями будет руководить Главнаука

Создано Главное управление научными и научно-художественными учреждениями (Главнаука) Наркомпроса. К музейному отделу Главнауки переходит руководство музеями.

Музей

В Первом МНЗЖ новое назначение

Сергей Иванович Лобанов
Автопортрет
1919
Бумага, сангина. 26,7 × 20,2 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

В то время как Б. Н. Терновец принимает коллекции музея, старшим хранителем Первого МНЗЖ назначен художник Сергей Иванович Лобанов, ранее сотрудник Музейного отдела Наркомпроса. В музее он проработает до 1936 года.

Передача экспонатов Первого МНЗЖ в другие музеи

В ходе общегосударственного перераспределения музейных ценностей осуществлялась передача из Первого МНЗЖ непрофильного для него материала: русского и иностранного фарфора — в Музей фарфора, а древнеегипетских памятников — в Музей-институт классического Востока.

Эрмитаж добивается передачи ему работ из МНЗЖ

Эрмитаж впервые ходатайствует о передаче ему произведений из Музея новой западной живописи. «Москва обещала выделить картины и лишь просила подождать, пока картины Музея новой западной живописи будут в достаточной мере изучены».

Новые поступления в Первый МНЗЖ

Антуан-Луи Бари
Лошадь, терзаемая львом
1847
Бронза
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

В музей поступают скульптуры Антуана-Луи Бари: из Музейного фонда — «Раненый козел», «Борзая собака с зайцем», «Лев, бросающийся на коня», «Лошадь», «Тигр, нападающий на антилопу», «Собака, рвущая медведя»; из Исторического музея — «Слон и пантера (Слон, придавивший тигра)».

В журнале «Среди коллекционеров», № 5–6, опубликована статья Б. Н. Терновца «Новые поступления во II Музей новой западной живописи в Москве».

Журнал «Среди коллекционеров», № 5–6
1922