NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryCollectors  Kharitonenko Pavel Ivanovich

Харитоненко Павел Иванович
5 января 1853, Сумы – 13 июня, 1914, Натальевка, Харьковская губ.

1853
1914

Предприниматель, меценат, коллекционер западноевропейского и русского искусства. 

Происходил из купеческой семьи. Глава фирмы «И. Г. Харитоненко с сыном», один из крупнейших сахарозаводчиков в Российской империи, владел в Харьковской, Курской, Черниговской и Полтавской губерниях 100 тыс. десятинами свекловичных плантаций, а также десятью сахаро-рафинадными заводами. На Всемирной выставке в Париже и Глазго (1900 и 1903) фирма имела собственные павильоны, спроектированные Ф. О. Шехтелем.

Коммерции советник (1897), товарищ председателя правления Всероссийского общества сахарозаводчиков. На момент смерти его состояние оценивалось от 40 до 60 млн рублей.

За свои заслуги, в том числе и на ниве благотворительности, в 1899 году был возведен в потомственное дворянское достоинство, на его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь».

Проект герба дворянина П.И.Харитоненко
1899

Первый председатель основанного в 1913 году Общества друзей Румянцевского музея, на свои средства содержал канцелярию музея. Почетный член Императорской Академии художеств (с 1913).

 П. И. Харитоненко и его супруга Вера Андреевна (урожд. Бакеева, 1959 – ок. 1923, с 1918 в эмиграции) были страстными коллекционерами.

Жемчужиной русской части собрания считалось знаменитое полотно И. Н. Крамского «Незнакомка», достойны упоминания «Бурное море» И. К. Айвазовского и «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» В. Л. Боровиковского, богатейшее собрание работ М. В. Нестерова (в частности работа «Молчание», хранившаяся в его украинском имении «Натальевка»),  полотна В. Л. Боровиковского, В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, В. В. Верещагина, А. А. Иванова, О. А. Кипренского, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина, Г. Г. Мясоедова, В. Д  Поленова, К. А. Сомова, В. И. Сурикова. И. И. Шишкина. Что касается западноевропейского искусства, П. И. Харитоненко более всего привлекали французские художники XIX века.

Супруги Харитоненко были крупнейшими собирателями икон, их богатейшая коллекция считалась третьей по значимости в России. Осенью 1911 года, И. С. Остроухов специально привез к Харитоненко гостившего в Москве Анри Матисса, чтобы познакомить французского художника с выдающимся собранием древнерусской иконописи, а также показать ему удивительный вид на Кремль, открывающийся с балкона особняка на Софийской набережной, 14 (архитектор В. Г. Залесский, 1891–1893, оформление интерьеров — Ф. О. Шехтель). 

Бывший особняк промышленника П. И. Харитоненко на Софийской набережной в Москве. Ныне резиденция посла Великобритании. Построено по проекту архитектора Василия Герасимовича Залесского, позже перестроено Федором Осиповичем Шехтелем
© РИА Новости

Интерьеры были оформлены в разных стилях. Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой) ― в «готическом» стиле; большой парадный танцевальный зал на втором этаже ― в классическом стиле, соседние же с ним Синяя гостиная ― в стиле неоготики, а Красная гостиная ― в стиле готики и ренессанса. Рядом с танцевальным залом находилась картинная галерея, декорированная в стиле Второй Империи. Она была украшена живописным плафоном, исполненным французским художником Ф. Фламенгом (1893); им же был исполнен портрет В. А. Харитоненко (1893, ГЭ).

Франсуа Фламенг
Портрет Веры Андреевны Харитоненко
1893
Дерево, масло. 45 х 36
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особняк был национализирован, и первоначально его предполагали превратить в филиал Третьяковской галереи, учитывая высокую художественную ценность коллекции Харитоненко. Однако он отошел Народному комиссариату иностранных дел, обещавшему со временем передать его ГТГ. В 1925–1926 году собрание было вновь переописано, перевезено из особняка и впоследствии разошлось по частям, а в особняке сначала помещалась миссия Датского Красного креста (1918–1919), потом Гостевой дом Комиссариата иностранных дел (1919–1930), а в 1931 году дом был передан посольству Великобритании и ныне является резиденцией посла Королевства.

Более ста картин русских мастеров вместе с собранием икон были отправлены в ГТГ, а работы иностранных художников попали в Румянцевский музей. Так, в 1918–1924 годах в Румянцевский музей поступило 43 произведения западной живописи. Например, с «Выставки французских барбизонцев и романтиков из петербургских и московских частных собраний», проходившей в Музее изящных искусств (ноябрь 1919 – сентябрь 1920), 25 сентября 1920 года в галерею Румянцевского музея были переданы 27 картин из собрания П. И. Харитоненко, в том числе пейзажи Ж. Дюпре, Ж.-Б. Изабе, Ш.-Ф. Добиньи, Ф. Зиема, работы Ж.-Ж. Вейрасса, А. Г. Декана, О. Верне; «Приближение грозы»», «Венера с амуром на коленях» Н. В. Диаза де ла Пеньи, «Колокольня в Аржантейе», «Воз сена», «Вечерняя прогулка» К. Коро. 

Камиль Коро
Воз сена (Повозка, переезжающая брод у большого дерева)
1865 – 1870
Холст, масло. 32х45
Государственный музей изобразительный искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Несколько вещей поступило в 1921 году. В 1925 и особенно 1930 годах, в связи с изменением хронологических рамок ГМНЗИ, из Музея изящных искусств был передан ряд картин из бывшего собрания Харитонеко.

Коллекция картин П. И. Харитоненко пополнила собрания ГМИИ, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и Эрмитажа.

Works in the collection 1 work of art