![](/data/photos/fotomateriali_po_kollekcioneram/fotomateriali_dlya_ostrouhova/zahodnaya_ostrouhov/5425_foto_1_03.jpg)
Илья Семенович Остроухов
20 июля 1858, Москва – 8 июля 1929, Москва
1929
Музейный и общественный деятель, художник, коллекционер.
Происходил из купеческой семьи.Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. С юности увлекался естествознанием, собрал коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы, которую подарил Зоологическому музею Московского университета; писал в научные журналы.
Благодаря знакомству с издателем А. И. Мамонтовым, старшим братом С.И. Мамонтова, сблизился с миром искусства в увлекся живописью. Подолгу жил и работалв имении С. И. Мамонтова «Абрамцево». Брал уроки у пейзажиста А. А. Киселева, посещал воскресные рисовальные вечера И. Е. Репина (1881–1882). Не выдержав экзамены в Академию художеств, остался в Петербурге, где занимался в Школе Общества поощрения художеств ибрал частные уроки у профессора Академии художеств П. П. Чистякова (1881–1884).
В 1886 году Остроухов впервые принял участиев XIV выставке ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок).В 1890 году на XVII выставке ТПХВ выставил пейзаж «Сиверко» (купленный П.М. Третьяковым) ― не только крупнейшую, но и последнюю свою значительную картину. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891 года),действительный член Академии художеств (1906).
![](/data/other_obj/kartini_ostrouhova/siverko/5431_foto_1_03.jpg)
Илья Остроухов
Сиверко
1890
Холст, масло. 85 х 119
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музейная деятельность И. Остроухова началась после 1885 года, когда он сблизился с Павлом Михайловичем Третьяковым. Тот попросил его информировать о появлении интересных для Галереи художественных произведений. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857–1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Он способствовал пополнению собрания произведениями нового и новейшего искусства, в том числе расширению иностранного отдела Галереи за счет собрания С. М. Третьякова.
![](/data/other_obj/kartini_serova/portret_ostrouhova/5432_foto_1_03.jpg)
Валентин Серов
Портрет художника И.С. Остроухова
1902
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера. Был связан родственными узами с семьей Боткиных: в 1889 году женился на Надежде Петровне Боткиной, племяннице коллекционеров Д. П. Боткина и М. П.Боткина, академика живописи.
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И.Щукина (брата С.И. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре–ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность); Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
![](/data/other_obj/eduard_mane/portret_antonena_prusta/3578_foto_1_03.jpg)
![](/data/authors/m/matisse_henri/371_image_03.jpg)
Эдуард Мане
Портрет Антонена Пруста
1877–1880
Холст, масло. 54 ×65
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
25 декабря 1918 года собрание, помещавшееся в особняке в Трубниковском переулке, 17, было национализировано и преобразовано в филиал Третьяковской галереи под названием «Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова» (открыт для посетителей в 1920 году). Бывшему владельцу было предложено стать его пожизненным ответственным хранителем.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову.
В июле 1925 года Наркомпрос переименовал Музей иконописи и живописи в Музей И. С. Остроухова и утвердил Остроухова почетным пожизненным хранителем и заведующим музеем, предоставив пожизненную пенсию и закрепив за ним квартиру в здании музея. Однако уже в следующем году музей оказался под угрозой закрытия, что заставило группу художников и деятелей культуры 6 апреля 1926 года направить письмо в его защиту наркому А. В. Луначарскому. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237 №№., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Западноевропейская часть коллекции (ок. 40 №№ живописи и графики и ок. 20 №№ скульптуры) поступила в Музей изящных искусств и ГМНЗИ (22 №№ и 6 №№ фарфора копенгагенской мануфактуры, см. перечень).
Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова представлял собой оригинальный музейный организм, в котором были сопоставлены «различные и в то же время перекликающиеся художественные эпохи». В начале 1920-х в музее была произведена реэкспозиция и картины западных мастеров были повешены отдельно от русских. После подобной перевески камерный музей лишился своей былой прелести. «Силы не прибыло, но убыла красочность … остроуховское собрание обезличилось. …Экспозиционный узор имел всю остроуховскую значительность. Он соединял, сопоставлял, разлучал, сталкивал по десяткам признаков и свойств. Это было увлеченным проникновением внутрь каждого произведения … там молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской “Смерти Фаэтона” в pendant композицию Жерико, соединять Серова и Дега, Гойю и Мане, там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а “Стена Коммунаров” Репина ― к Менцелю…», писал А. М. Эфрос.