NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireCollectionneurs  Рябушинский Николай Павлович

Рябушинский Николай Павлович
12 мая 1877, Москва — 18 апреля 1951, Ницца

1877
1951

В 1899 году вышел из дела, чтобы посвятить себя занятиям литературой и искусством. После закрытия журнала «Мир искусства» решил продолжить начинания С. П. Дягилева в сфере пропаганды передовых художественных начинаний. В то время как Дягилев обладал широчайшей эрудицией и феноменальными организаторскими способности, главными достоинствами Рябушинского были искренняя заинтересованность своими художественными предприятиями и неограниченные финансовые возможности. 

Намереваясь консолидировать передовые художественные силы, вложил огромные средства в издание художественного журнала «Золотое Руно», к сотрудничеству в котором было приглашено большинство участников «Мира искусства». По полиграфии и оформлению «Золотое Руно» (1906–1909) было роскошным изданием дорогая бумага, большой формат, тексты на двух языках, журнал рассылался подписчикам перевязанным золотым шнурком; в 1907 году затраты были урезаны, формат уменьшен, сократилось число иллюстраций, отказались от параллельного текста на французском языке. 

Материалы об актуальном искусстве (первый номер почти целиком был посвящен В. Э. Борисову-Мусатову и М. А. Врубелю мастерам, творчество которых, по словам Николая Рябушинского, определяло кредо нового издания) чередовались с публикациями о старых мастерах (специальный номер был посвящен А. П. Венецианову, Александру Иванову); из номера в номер публиковался обзор коллекций старого искусства (собраний П. И. Щукина, М. П. Боткина и др.) и современного русского искусства (собрание И. А. Морозова). Материалы о современных русских художниках (В. Д. Милиоти, П. В. Кузнецов, М. В. Нестеров) сочетались с материалами о французском искусстве (публикация в 1909 году «Заметок живописца» Анри Матисса, статья Александра Мерсеро о постимпрессионизме и месте в нем А. Матисса). 

С одной стороны, Николай Рябушинский чувствовал себя последователем Дягилева и всеми силами старался перещеголять будущего великого импресарио, а с другой, видел своей исторической миссией продолжение дела П. М. Третьякова. Подражая основателю Третьяковской галереи, Николай Рябушинский привлек лучшие отечественные художественные силы к исполнению портретов знаменитых русских писателей и художников (В. А. Серову были заказаны портреты Константина Бальмонта и Михаила Врубеля; Л. С. Баксту Андрея Белого, К. А. Сомову Вячеслава Иванова, М. А. Врубелю Валерия Брюсова и т. д.). 

В отличие от Дягилева, Николай Рябушинский сам финансировал все свои начинания. И хотя современники отказывались ставить московского миллионщика на одну доску с Дягилевым, ставя ему в упрек недостаточную образованность и купеческие замашки, Николай Рябушинский сыграл важную роль в художественной жизни Москвы 1900-х. Далеко не все его начинания оказались реализованы например, план постройки в Москве специального музея и выставочного центра современного искусства с аукционным залом («Дворец искусств»), устроенного как акционерное предприятие (500 акций по 1000 рублей). 

В числе заслуг Н. Рябушинского перед современным искусством устройство четырех выставок новейших направлений: «Голубая Роза» (18 марта – 29 апреля 1907), ставшая первой из выставок, начиная с которой «москвичи» переняли авангардную инициативу у «петербуржцев», и три выставки «Салон “Золотого Руна”». Первый салон (5 апреля – 4 мая 1908, 283 картины и 3 скульптуры; русский и французский разделы) можно считать первым в России массированным и целенаправленным показом новейшего западного искусства от импрессионизма и постимпрессионизма до неоимпрессионизма, фовизма и только зарождавшегося кубизма (В. Ван Гог, А. Дерен, К. ван Донген, Ж. Брак, А. Марке, Л. Вальта, А. Матисс, впервые в России был представлен неоимпрессионизм А. Кросс, П. Синьяк, Т. ван Рейссельберге ). Инициатива включения новейшего искусства Франции принадлежала Михаилу Ларионову и Александру Мерсеро. 

Обложка каталога к выставке «Голубая Роза»
(18 марта – 29 апреля 1907)

С этой выставки И. А. Морозов за 7500 франков приобрел «Ночное кафе» В. Ван Гога (продано в 1933 году, ныне в собрании Йельского университета), а С. А. Поляков «Даму с черной перчаткой (1907, ГМИИ) и «За обедом» Ф. Валлоттона (Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых). Н. П. Рябушинский за 600 франков приобрел «Красную танцовщицу» К. ван Донгена (1907–1908, ГЭ) и «Девки» Ж. Руо (1907, ГЭ), в его собрании находился также «Эскиз. Голова мужчины» Ж. Руо (1894, ГМИИ).

Если на второй выставке «Золотое Руно» (11 января – 15 февраля 1909) иностранные мастера также участвовали, но в меньшем количестве (А. Матисс, А. Дерен, К. ван Донген, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, Ж. Брак, О. Фриез и др.), то на третью (27 декабря 1909 – 31 января 1910) из-за недостатка средств никто из них приглашен не был.

Рябушинский пробовал себя как художник; писал портреты, пейзажи, натюрморты и декоративные панно аллегорического содержания. С начала 1900-х стал собирать русских и иностранных художников; коллекция хранилась в его квартире на Большой Садовой, 10 и на вилле «Черный лебедь» в Петровском парке (сгорела в 1916). 

Собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд (ГМФ), откуда разошлось по различным музеям.

После революции работал оценщиком антиквариата. В 1922 году эмигрировал, в 1924-м открыл антикварный магазин на авеню Клебер на Елисейских полях в Париже; имел филиал магазина в Биаррице, а затем магазин в Монте-Карло.

Œuvres de la collection 6 œuvres d’art