NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireFigures  Боровая Татьяна Алексеевна

1899–1970

Искусствовед, специалист по французскому искусству конца XIX ― начала ХХ веков.

После окончания гимназии, в 1917–1918 годах Боровая продолжила образование на юридических курсах Г. С. Фельдштейна в Москве. Через год она поступила на юридический факультет I Московского государственного университета. Выбор профессии был сделан, вероятно, под влиянием отца, известного философа, юриста, экономиста и теоретика анархизма А. А. Борового (1875–1935). Однако вскоре специальность она поменяла. В 1925 году окончила отделение искусствоведения факультета общественных наук I МГУ. В этом же году Татьяна Алексеевна пришла практикантом в Первое отделение Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1928 году после двух лет работы технической служащей Т. А. Боровую перевели в научные сотрудники, и она стала вести инвентарные записи Музея. В связи с объединением двух отделений в 1929 году она занималась переписыванием инвентарных книг.

С 1930 года Т. А. Боровая заведовала музейной библиотекой. Татьяна Алексеевна разработала систему библиографических описаний и картотеку всех изданий по искусству из фондов ГМНЗИ. С их помощью в научный оборот вводилась новая информация об искусстве рубежа веков и современных тенденциях из постоянно пополнявшейся отечественной и зарубежной периодики; в картотеки художественных произведений музея был включен библиографический раздел ― фиксация опубликованных материалов о произведениях, хранящихся в ГМНЗИ. Благодаря Т. А. Боровой и ее популяризаторской деятельности был организован читальный зал библиотеки и постоянные консультации для студентов и преподавателей ведущих московских вузов: МГУ, ИФЛИ, Института иностранных языков, художественных институтов.

Татьяна Алексеевна проводила популяризационную работу для самой широкой аудитории ― от школьников до посетителей Парка культуры и отдыха, где она читала лекцию «Реализм и импрессионизм». За работу в Доме художественного воспитания Т. А. Боровая в 1937 году получила благодарность Отдела образования Фрунзенского района.

С 1939 года Татьяна Алексеевна ― хранитель фондов ГМНЗИ, французской живописи и скульптуры XIX ― начала ХХ веков. С 1941 по 1948 год она работала главным хранителем ГМНЗИ. В самые тяжелые военные годы на ее плечи легли основные заботы, касавшиеся сохранения здания Музея, она возглавляла группу самозащиты ГМНЗИ.

Участвовала в подготовке музейных выставок и каталогов на русском и иностранных языках: «Выставка новых приобретений (гравюры и литографии)» (1927), «Современное французское искусство» (1928), «Современное бельгийское искусство» (1937), «Французская гравюра и литография XIX века» (1938), каталог выставки Т. Стейнлена (1939), «Изобразительное искусство западных областей Украины и народного творчества гуцулов» (1940). Вела большую научную работу по сбору материалов о ведущих современных художниках Франции, Бельгии, Германии.

Подробно изучала творчество Э. Будена, Ж. Бастьен-Лепажа, Б. Моризо, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека, А. Сегонзака, Ф. Цугухару, Ф. Мазереля. Она подготовила научные доклады о проблемах импрессионизма, об антирелигиозной сатире в западном искусстве, о бельгийском искусстве, о современном искусстве Франции после ее освобождения от фашистской оккупации в 1944 году. В 1930-е годы на французском языке ею была написана история ГМНЗИ и составлен список важнейших произведений, хранящихся в музее, изданы материалы о новых поступлениях в ГМНЗИ. Т. А. Боровая была автором статей в Большой советской энциклопедии о М. Кислинге, А. и Ж. Люрса.

Коллеги высоко ценили ее «самоотверженную, бескорыстную и... максимально компетентную» работу

После расформирования ГМНЗИ Т. А. Боровая перешла в ГМИИ им. А. С. Пушкина, где проработала старшим научным сотрудником отдела Запада до 1970 года. Была хранителем мебели, а затем коллекции французской живописи XIX–XX веков. Автор статей и докладов о французском и бельгийском искусстве второй половины XIX ― начала XX века, она активно принимала участие в подготовке выставок и каталогов к ним.

Библиография:

Выставка новых приобретений (гравюры и литографии): Подробный иллюстрированный каталог / Сост. К. А. Зеленина, Е. К. Рылова, Т. А. Боровая. М.: ГМНЗИ, 1927.

Каталог выставки современного французского искусства / Авт. ст. А. В. Луначарский, П. С. Коган, Б. Н. Терновец, А. М. Эфрос; сост. кат. Т. М. Пахомова, В. А. Сидорова, Т. А. Боровая, Н. В. Яворская. Е. К. Рылова, А. С. Галушкина, Л. В. Розенталь, С. И. Лобанов. М.: Изд. Комитета выставки, 1928.

Выставка современного бельгийского искусства / Авт. вступ. ст. Н. В. Яворская; сост. кат. Луи Пьерари, Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская. М. ; Л.: Искусство, 1937.

Французская гравюра и литография XIX века: Каталог выставки / Сост. Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская; авт. вступ. ст. Н. В. Яворская. М. ; Л.: Искусство, 1938.

Боровая Т. А., Цешковская, Т. А. Новые приобретения в Музее западного искусства // Искусство. 1938. № 4.

Теофиль Стейнлен: Каталог выставки / Сост. Т. А. Боровая, Н. Б. Жарова. М.: Искусство, 1939.

Выставка изобразительного искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов: [Каталог] / Отв. ред. А. И. Леонов; сост. В. А. Сидорова, Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская. М., 1940.

Произведения, связанные с этим деятелем 0 œuvres d’art