NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireFigures  Терновец Борис Николаевич

1884 – 1941

Скульптор, живописец, художественный критик, музейный деятель 1920–1930-х годов, член Московского союза скульпторов-художников (1918), кандидат искусствоведения (1935), профессор ИФЛИ (1935–1938). Директор Государственного музея нового западного искусства в Москве (1923–1937).

В 1908 году окончил экономическое отделение юридического факультета Московского университета. Выбирая эту профессию, он собирался посвятить себя общественно полезной деятельности, однако влечение к искусству оказалось сильнее. Поездка в Германию в 1905–1906 годах для продолжения образования в связи с прекращением занятий в Московском университете позволила увидеть художественные собрания Берлина, Дрездена, Лейпцига и Мюнхена. По возвращении в Москву Б. Н. Терновец начал обучаться живописи: в 1907–1908 годах — в частной художественной школе К. Ф. Юона, в 1909–1910 годах ― у К. Киша. Изучал московские художественные коллекции, в том числе собрание С. И. Щукина, открытое для публики, и здесь его поразило недавно приобретенное коллекционером панно А. Матисса «Танец». В 1911–1912 годах продолжил художественное образование в Мюнхене, в школе Ш. Холлоши и одновременно слушал курс истории искусства в Мюнхенском университете. На выставках знакомился с новейшими течениями в европейском искусстве, пытаясь анализировать самые острые художественные явления. В 1912 году в составе учительской экскурсии посетил Италию. В 1913–1914 годах занимался скульптурой в парижской Академии Гранд Шомьер, в мастерской А. Бурделя, летом ― у Холлоши, в Сигете (Венгрия). Весной 1914 года принял предложение стать руководителем экскурсий по искусству для учительских групп, приезжавших во Францию из России, что потребовало серьезной подготовки и осмысления истории искусства от самой древности и до новейших произведений. Вернувшись в Россию с началом Первой мировой войны продолжил заниматься живописью и скульптурой.

Революционные события вовлекли Б. Н. Терновца в художественную жизнь Москвы. В 1918–1921 годах он участвовал в выполнении плана монументальной пропаганды, работал над памятником А. Н. Скрябину (не был завершен, не сохранился), над конкурсным проектом памятника «Освобожденному труду», за который получил 2-ю премию. В эти же годы совместно с Г. М. Манизером руководил скульптурным классом школы-студии для взрослых. Позже, начиная с 1930 года, все чаще обращался к живописи.

В 1918 году начинаются и его музейные занятия: как человек, имеющий разностороннее художественное образование, Терновец был привлечен к работе в Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, по заданию которого обследовал московское собрание Харитоненко и петроградское ― княгини Юсуповой на предмет формирования в Москве Музея старой европейской живописи, достойного столицы. Будучи редким в России специалистом, хорошо знавшим современное западное искусство, Б. Н. Терновец вместе с Я. А. Тугендхольдом в конце года был направлен для описания и регистрации национализированного собрания И. А. Морозова, а 10 апреля 1919 года назначен хранителем этого собрания. 1 ноября 1921 года, после отъезда в Латвию хранителя бывшего щукинского собрания Е. С. Келлер, стал заведующим обоими собраниями, которые получили названия Первого и Второго музеев новой западной живописи (МНЗЖ). Когда 10 марта 1923 года решением Коллегии Музейного отдела Наркомпроса РСФСР оба Музея новой западной живописи как близкие по профилю собрания были организационно объединены в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), Терновец был назначен директором этого музея. Тогда же он начал писать книгу, посвященную морозовскому собранию, используя сведения, полученные непосредственно от коллекционера. Она включала историю собрания, творческие характеристики художников и подробный каталог (работа так и осталась в рукописи).

1920-е годы стали для Б. Н. Терновца временем интенсивной научной, организаторской и музейной работы. В конце 1921 года в Москве была создана Российская (с 1925-го ― Государственная) Академия художественных наук ― ГАХН. Членами ее стали многие ведущие ученые, под руководством которых велось изучение вопросов искусства и художественной культуры, разрабатывались проблемы синтеза искусств. В числе их был и Терновец: в 1922–1931 годах он был сначала научным сотрудником, затем заведующим секцией пространственных искусств ГАХН; в 1923 году избран действительным членом Академии. В 1925–1927 годах являлся ученым секретарем научно-художественной секции Государственного ученого совета при Наркомпросе РСФСР.

Борис Николаевич участвовал в организации советских разделов нескольких международных выставок: в 1924 году ― член комитета и генеральный секретарь русского отдела XIV Международной художественной выставки в Венеции; в 1925 году ― один из организаторов отдела СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже, в 1927 году ― заведующий секцией графики, полиграфии и художественной индустрии на Международной выставке декоративного искусства в Монце-Милане.

Первые публикации Терновца относятся к 1920-м годам. и среди них некролог И. А. Морозова, напечатанный в 1921 году в журнале «Среди коллекционеров», статьи о советских павильонах на международных выставках 1924–1928 годов, о художественной жизни Парижа. С 1926 года, по впечатлениям, полученным от поездок в Италию, он писал о новой итальянской живописи и графике. В 1928 году в Милане вышла его монография о Дж. Де Кирико, в 1937 году в Трудах ИФЛИ помещена статья о скульпторе-импрессионисте М. Россо. Кажется, Терновец был единственным в стране искусствоведом, серьезно изучавшим итальянское послевоенное искусство. Художественная критика составляла существенную часть его литературного творчества. В 1930-е годы Терновца все больше занимают вновь создаваемые произведения советской монументальной скульптуры, архитектурно-скульптурные комплексы, творчество ведущих скульпторов В. Мухиной, С. Лебедевой, И. Шадра. В 1941 году, незадолго до начала войны, он завершил капитальный очерк «Пути развития советской скульптуры», часть которого была опубликована лишь в 1963 году.

Одной из главных тем публикаций стал ГМНЗИ ― его новые экспозиции, выставки, итоговые статьи о работе музея, статьи об отдельных мастерах, представленных там, и это была одна из форм привлечения внимания зрителя к музею. Выступал Терновец с докладами и публикациями о Музее и во время зарубежных поездок в 1920-х годах, где он устанавливал контакты с художниками и коллекционерами для возможного пополнения музейного собрания.

Получив в свое заведование две выдающиеся частные коллекции, Б. Н. Терновец, сообразно с духом времени, стал создавать на их основе музей, который был бы культурно-образовательным учреждением и мог знакомить зрителей с проблемами развития западноевропейского искусства за последние 50-60 лет. Он начал с того, что, используя проводимую Наркомпросом политику перераспределения художественных ценностей, отбирал из национализированных собраний и из фондов ГМФ те произведения, которые соответствовали профилю музея и по своему художественному качеству удовлетворяли его уровню. И С. И. Щукин, и И. А. Морозов предпочитали французскую живопись второй половины XIX ― начала ХХ века, но Первая мировая война положила конец собирательской деятельности всех российских коллекционеров. Поэтому перед Музеем нового западного искусства и его директором встали задачи ― представить западное искусство разных стран, включая искусство американское, и расширить хронологические рамки музея, доведя их до современности, то есть до 1920–1930-х годов ХХ века. Сделать это в какой-то мере удалось, приобретая произведения, большей частью графику, с выставок и с помощью обмена с итальянскими и немецкими художниками на работы советских художников. К концу 1930-х годов в музее появились разделы искусства Италии, Германии, послевоенной Франции, США, поступили произведения современных чешских, польских, эстонских, латвийских и финских мастеров. Н. В. Яворская вспоминает: «Положительным моментом в истории музея было образование отдела искусства, созданного после Первой мировой войны; исключительная заслуга в этом принадлежит Б. Н. Терновцу, и этой своей деятельностью он очень гордился».

Съезд музейных работников (декабрь 1930), организованный Наркомпросом, определил роль музеев в социалистическом строительстве, вменив им в обязанность вести массовую идеологическую работу, участвуя в культурной революции, и в соответствии с этим перестроить свои экспозиции. В последующие годы упор в искусстве делался на реализм, и Б. Н. Терновец был вынужден резко сократить в экспозиции музея количество работ ведущих французских мастеров. «Основной принцип, которым руководились при изменении экспозиции, ― сообщал Терновец весной 1937 года в Комитет по делам искусств, ― это увеличение площади, предоставляемой реалистическим (и отчасти ― натуралистическим) произведениям за счет снятия чисто формалистических картин. (...) Формалистическое искусство кубизма и пуризма (...) теперь сосредоточено в одном зале Пикассо». Аргументируя хотя бы частичный показ работ П. Пикассо, Ф. Леже, А. Лота, Ж. Люрса, А. Озанфана Терновец указывал не на их значение в развитии современного искусства, а на политические взгляды и симпатии авторов к СССР.

В конце того же года, 23 декабря, Б. Н. Терновец был уволен с поста директора ГМНЗИ без объяснения причин.

История ГМНЗИ заняла всего 30 лет, из которых почти 20 лет музеем руководил Б. Н. Терновец, и именно ему музей обязан своим развитием, своей международной известностью, возможно даже ― самим существованием и тем значительным местом, которое музей занял в истории отечественной культуры.



Библиография:

Терновец Б. Н. Русские скульпторы.
Серия «Искусство». М.: Государственное издательство, 1924.

Терновец Б. Н. Перевеска Морозовского отделения Государственного Музея Нового Западного Искусства
Среди коллекционеров. 1924. № 1–2.

Терновец Б. Н. В гостях у Пикассо
Искусство трудящимся. 1925. № 14.

Терновец Б. Н. Художественные выступления СССР за границей. XIV Международная выставка искусства в Венеции 1924 года. Выставка декоративного искусства в Париже в 1925 году // Наука и искусство. 1926. № 1.

Терновец Б. Н. Новая итальянская живопись // Наука и искусство. 1926. № 1.

Терновец Б. Н. Русская художественная колония в Париже // Искусство трудящимся. 1926. № 10.

Терновец Б. Н. Левое искусство и художественный рынок Парижа // Искусство. 1928. Т. 4. Кн. 1–2.

Терновец Б. Н. Выставка современного французского искусства в Москве // Печать и Революция. 1928. Кн. 7.

Ternovetz B. Giorgio de Chirico. Milano, 1928.

Терновец Б. Н. XVI Международная выставка искусства в Венеции // Советское искусство, 1928, № 7.

Терновец Б. Н. Объединение коллекций Государственного Музея Нового Западного Искусства и перспективы дальнейшего развития // Советский музей. 1930. № 1.

Терновец Б. Н. Пятнадцать лет работы Государственного Музея Нового Западного Искусства // Советский музей. 1933. № 1.

Терновец Б. Н. 15 лет советской скульптуры // Искусство. 1933. № 3, 5.

Терновец Б. Н. Мастера искусства об искусстве.. М. ; Л.: Изогиз, 1934. (Искусство XIX и ХХ веков). Т. III Изд. 2-е. М., 1939.

Терновец Б. Н. А. Майоль. М.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1935.

Терновец Б. Н. Бурделль. М. ; Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935.

Терновец Б. Н. Роден. Л.: Изд-во Ленингр. обл. Союза сов. художников, 1936.

Терновец Б. Н. В. И. Мухина. М. ; Л.: ОГИЗ, 1937.

Терновец Б. Н. Сарра Лебедева. М. ; Л.: ОГИЗ, 1940.

Терновец Б. Н. Теодор Жерико. М. ; Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1945.

Терновец Б. Н. Избранные статьи. М.: Советский художник, 1963.

Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. ст., тексты к разд., коммент. Л. С. Алешиной, Н. В. Яворской. М.: Советский художник, 1977.

Произведения, связанные с этим деятелем 0 œuvres d’art