NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryPeople  Яворская Нина Викторовна

1902–1992

Искусствовед, специалист в области французского искусства XIX ― ХХ веков. Музейный деятель 1930 –1940-х годов.

В 1919–1923 годах училась в Московском университете, на историко-филологическом факультете (факультете общественных наук). В 1923–1948 годах работала в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). Поначалу как младшему помощнику хранителя ей были поручены инвентаризация и учет музейных памятников, библиографическая работа, но с самого начала она занялась и изучением произведений искусства. Став одним из ведущих специалистов музея, организовывала выставки и готовила каталоги к ним, читала лекции, делала доклады, публиковала статьи в специальных изданиях. Занималась популяризацией музейных коллекций и научно-методической работой ― знакомила зрителей из рабочей среды, красноармейцев, учащихся с высшими достижениями зарубежного искусства. С 1932 года до начала войны отвечала за экспозиционно-выставочную работу, в частности, составляла концепции новых вариантов постоянной экспозиции ГМНЗИ ― сохранились подготовленные ею для обсуждения на Ученом совете экспозиционные проекты разных лет. Эта масштабная работа, при всех внешних ограничениях, налагавшихся директивными органами, и с учетом особенностей музейного собрания требовала большого профессионального мастерства и глубокого понимания логики развития западного искусства XIX ― первой трети ХХ века. В первые годы войны Яворская исполняла обязанности директора музея, с 1944 года была заместителем директора по научной работе. Позже она писала о времени, проведенном в ГМНЗИ: «Несмотря на тяжелые, вернее ― трагические годы в истории нашей страны, для меня это было самое счастливое время. (...) Чем это можно объяснить? Находиться рядом с шедеврами нового западного искусства ― уже было счастьем; коллекция эта обладала завораживающей силой». В марте 1948 года при разделе музея входила в ликвидационную комиссию и стала свидетелем уничтожения любимого ею музея.

В 1924–1928 годах Яворская училась в аспирантуре Российской ассоциации научно-исследовательских институтов (РАНИОН), где в 1929 году защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Сезанна». Одновременно с музеем в 1924–1929 годах работала в подсекции современного искусства секции пространственных искусств ГАХН.

Вела педагогическую работу: в 1930–1931 годах преподавала в МГУ, в 1931–1934 годах руководила аспирантурой в ГМНЗИ, в 1934–1938 годах занималась с аспирантами в ИФЛИ. В 1939 году утверждена в звании профессора.

После ликвидации ГМНЗИ перешла на работу в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, где работала до 1969 года, в 1957–1980 годах была членом Ученого совета ГМИИ им. А. С. Пушкина. Изучала украинское и польское искусство, писала об искусстве Югославии, однако основной областью ее интересов оставалось французское искусство. Н. В. Яворская ― автор монографий о П. Пикассо, П. Сезанне (первая в советском искусствознании книга об этом художнике, издана также в Италии), О. Домье, П. Боннаре, о пейзаже барбизонской школы, а также многих статей в журналах и каталогах выставок, разделов в коллективных трудах. Принимала участие в составлении III (довоенного) и была одним из редакторов IV и V послевоенных томов сборника «Мастера искусства об искусстве», посвященных европейским художникам XIX ― начала ХХ века. В 1977 году вышла ее книга «Современная французская живопись», а десять лет спустя ― два сборника, «Из истории художественной жизни СССР. Интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917–1940. Материалы и документы» (в соавторстве с Л. С. Алешиной) и сборник ее избранных статей «Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–ХХ века».

Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы еще не пришло время начинать в печати разговор о недавно ликвидированном музее, несмотря на то, что часть картин из ГМНЗИ была включена в постоянные экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа. Поэтому к теме ГМНЗИ Яворская подошла, начав с издания в 1963 году совместно с Г. Ю. Стерниным сборника избранных искусствоведческих статей Б. Н. Терновца, многолетнего директора ГМНЗИ. 14 лет спустя вышла книга «Б. Н. Терновец. Письма. Дневники. Статьи», подготовленная совместно с Л. С. Алешиной. Обе они стали данью памяти старшего товарища, друга и спутника жизни. С конца 1970-х годов Яворская опубликовала материалы, связанные с Музеем нового западного искусства, в документальном сборнике «Из истории международных связей Государственного музея нового западного искусства (1922–1939)», а в 1985 году приступила к работе над давно задуманной и важной для нее книгой «История Государственного музея нового западного искусства (Москва) 1918–1948» о художественно-культурном значении и трагической судьбе этого московского музея. Последняя из оставшихся в живых сотрудниц музея, она считала своим долгом перед товарищами по работе написать ее. В 1989 году текст был завершен, однако этот фундаментальный труд удалось издать по авторской рукописи лишь в 2012 году при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина. Один из эпизодов этой истории она все же опубликовала: в 1988 году в журнале «Искусство» появилась ее статья ― очень взволнованная, словно написанная о недавнем событии ― воспоминание очевидца о том, кем и как 40 лет назад был закрыт музей. Когда в 1990 году обсуждалась идея создания в Москве художественного музея ХХ века, она предложила развернуть его, при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа, в бывшем здании ГМНЗИ, где, в частности, можно было бы восстановить на их исторических местах ансамбли Мориса Дени и Пьера Боннара: «Уничтожение этих ансамблей нанесло несомненный ущерб нашей культуре» ― писала Яворская.

Библиография:

Яворская Н. В. Художник и зритель во Франции в середине XIX века // Труды секции теории и методологии (социологической). РАНИОН. М., 1928. Т. II.

Мастера искусства об искусстве. Т. III / Под общ. ред. Д. Е. Аркина и Б. Н. Терновца. М., 1934. Вводные статьи: Клод Моне, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Озанфан и Жаннере, Ганс фон Маре.

Яворская Н. В. Сезанн. М., 1935.

Яворская Н. В., Терновец Б. Н. Художественная жизнь Франции второй половины XIX века. М.: ОГИЗ, 1938.

Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М.: Искусство, 1962.

Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. ст., тексты к разд., коммент. Л. С. Алешиной, Н. В. Яворской. М.: Советский художник, 1977.

Яворская Н. В. Современная французская живопись. М.: Искусство, 1977.

К истории международных связей Государственного музея нового западного искусства (1922–1939) /Авт.-сост. Н. В. Яворская; Под ред. И. Е. Даниловой. М., 1978. (Из архива ГМИИ; вып. 2).

Из истории художественной жизни СССР: Интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917–1940. Материалы и документы / Сост. и вступ. статья Л. С. Алешиной и Н. В. Яворской. М., 1987.

Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–ХХ веков. М.: Советский художник, 1987.

Яворская Н. В. История Государственного музея нового западного искусства (Москва). 1918–1948 / Вступ. статья Л. С. Алешиной. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2012.

Яворская Н. В. Рассказ очевидца о том, как был закрыт Музей нового западного искусства // Декоративное искусство. № 7. 1988.

Яворская Н. В. Каким быть музею ХХ века // Творчество. № 11. 1990.

История Государственного музея нового западного искусства (по документам и воспоминаниям) / Публ., вступ. ст. Л.С.Алешиной / Искусствознание, 1/02. М., 2002. С. 595–603.

История Государственного музея нового западного искусства (Москва). 1918–1948 / Вступ. ст. Л.С. Алешиной. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2

Произведения, связанные с этим деятелем 0 works of art