NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireReconstruction virtuelle1920 ème

Выставка Винсента ван Гога во Втором отделении ГМНЗИ (1926 — 1927)

В Москве 1920-х годов параллельно существовало два первоклассных музея «нового западного» искусства, но они вовсе не были изолированными друг от друга. В творческой среде этих музеев, которую создали их талантливые сотрудники-кураторы, постоянно рождались новые идеи и проекты. Одним из самых очевидных — и в то же время никогда не осуществлявшихся прежде — был замысел объединения, хотя бы частичного, бывших собраний Щукина и Морозова, постепенное осознание их как единого целого. В середине 1920-х годов такой опыт был реализован в ГМНЗИ в форме целой серии монографических выставок, посвященных крупнейшим художникам-постимпрессионистам — Полю Гогену, Полю Сезанну и Винсенту Ван Гогу. 

В Москве 1920-х годов параллельно существовало два первоклассных музея «нового западного» искусства, но они вовсе не были изолированными друг от друга. В творческой среде этих музеев, которую создали их талантливые сотрудники-кураторы, постоянно рождались новые идеи и проекты. Одним из самых очевидных — и в то же время никогда не осуществлявшихся прежде — был замысел объединения, хотя бы частичного, бывших собраний Щукина и Морозова, постепенное осознание их как единого целого. В середине 1920-х годов такой опыт был реализован в ГМНЗИ в форме целой серии монографических выставок, посвященных крупнейшим художникам-постимпрессионистам — Полю Гогену, Полю Сезанну и Винсенту Ван Гогу. 

Выставка картин В. Ван Гога во Втором (Морозовском) отделении ГМНЗИ
1927

Выставки были открыты в мае 1926 года; Гогена показали в Первом отделении, Сезанна и Ван Гога — во Втором. Этот последний проект, подготовленный В. А. Сидоровой, разместился в угловом зале-салоне прежнего морозовского особняка на Пречистенке, на стороне прежних личных покоев владельца, сменив там экспозицию полотен Сезанна. Свободная, низкая развеска картин в один ряд была редкостью для тогдашней выставочной практики и позволяла зрителю сосредоточиться на созерцании каждой работы. Отвлекающие внимание предметы интерьера — ковер и канделябры — были убраны, а мебель затянута нейтральными чехлами.

Работы Ван Гога, не занимавшие центрального места в щукинской и морозовской коллекциях, впервые оказались в фокусе напряженного внимания профессионалов и публики — и как единое целое, и каждая картина по отдельности. Значимые места получили «Ночное кафе» (в 1933 году эта картина будет продана в США) и «Прогулка заключенных»; две работы, созданные в последний месяц жизни художника, ― «Хижины» и «Пейзаж в Овере после дождя» ― были помещены на одной стене. С выставкой удачно совпало важное открытие: в середине 1920-х был идентифицирован персонаж, изображенный на «Портрете доктора Рея», который прежде называли просто «Мужской портрет». 

Выставка картин В. Ван Гога во Втором (Морозовском) отделении ГМНЗИ
1927

Выставка пользовалась у зрителей таким успехом, что ее работу продлили до 1927 года. Сильнейшее впечатление от соединения воедино работ Ван Гога из обоих отделений ГМНЗИ запомнилось и подпитывало постоянные размышления о будущем слиянии щукинской и морозовской коллекций в просторном, реконструированном здании. Увы, история осуществила эти планы намного быстрее и без подготовки — объединение Первого и Второго отделений было совершено в экстренном порядке спустя всего полтора года после закрытия выставки — осенью 1928-го. 



Текст: 
А. Петухов 

Produit d’occasion