NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryVirtual reconstruction1930s

Зал Пикассо и Дерена в ГМНЗИ (1932 — 1936)

Когда в 1904 году Л. Н. Кекушев перестраивал старинный особняк на Пречистенке по заказу И. А. Морозова для размещения его художественной коллекции, нетронутым он оставил лишь одно помещение. Это была богато украшенная резным дубом «готическая» столовая, получившая свое убранство в эпоху историзма, когда оформлять в средневековом духе столовые, с намеком на английские замки, было особенно модно. Помещение, выходившее окнами во двор, вошло в ряд личных апартаментов владельца, где, несомненно, находилась и часть собрания произведений искусства.

Когда в 1919 году И. А. Морозов и новый директор ГМНЗИ Б. Н. Терновец восстанавливали экспозицию перед открытием дома в качестве Второго музея новой западной живописи, в бывшую столовую поместили картины Гогена и Ван Гога. Скорее всего, они находились там и до революции, образуя примечательную параллель интерьерам коллекции Щукина — только, в отличие от знаменитого «гогеновского иконостаса» в щукинской дубовой столовой, морозовский интерьер так и остался тайной владельца. 

В 1934 году ГМНЗИ получил в дар от голландского коллекционера Беффи картину А. Ле Фоконье «Сигнал» (1915; ГЭ). Полотно было оперативно представлено в экспозиции зала Пикассо и Дерена; его можно увидеть на выступающем щите.

Зал Пикассо и Дерена в ГМНЗИ
1935

В 1920-е годы помещение использовалось для административных целей, затем здесь недолгое время размещалась экспозиция работ Матисса. После объединения Первого и Второго отделений в 1928 году в музее началась реконструкция, при которой прежние личные покои Морозова были в корне перестроены, однако, как и при Кекушеве, готическая столовая осталась в неприкосновенности. Ее строгому, мрачновато-торжественному интерьеру нашли, пожалуй, наиболее удачное за всю историю музея применение: здесь разместилась экспозиция переехавших из щукинского особняка произведений П. Пикассо и А. Дерена; развеска здесь была завершена 1 ноября 1932 года.

После исключения из постоянной экспозиции «формалистических» работ Пикассо и Дерена зал использовался для временных выставок.

Выставка «Французская гравюра и литография XIX века» в ГМНЗИ
1938

Заняв место в структуре «марксистской экспозиции», зал получил имя «Эпоха развернутого капитализма. Искусство индустриальной буржуазии», а по сути и смыслу стал воплощением удачно найденной гармонии между «готической» манерой живописи Дерена и монументальными кубистическими полотнами Пикассо, своими колоритом и композицией включившимися в сложное взаимодействие с декоративным убранством интерьера. Резные панели стен, отвлекавшие внимание от живописи, закрыли щитами, затянутыми плотной тканью. 

В последние годы перед Великой Отечественной войной в зале прошел ремонт, резная отделка была вновь открыта и отреставрирована, и в помещении разместилась библиотека Музея. 

Библиотека ГМНЗИ
1940

Увы, в таком виде зал просуществовал лишь до середины 1930-х: во второй половине десятилетия авангардные, «формальные» произведения постепенно удалялись из экспозиции. Кубистические работы одна за другой отправлялись в запасник, а зал (оставив щиты, закрывавшие стены) использовали для выставок. В конце 1930-х щиты сняли, а деревянные панели обновили; готический интерьер сочли удачным для размещения в нем библиотеки ГМНЗИ — лучшего в городе собрания литературы по современному искусству.



Текст: 
А. Петухов 

Works used