NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireReconstruction virtuelle1930 ème

Зал послевоенного искусства в ГМНЗИ (1932 — 1936)

С самого основания одной из главных задач ГМНЗИ было пополнение коллекции. Увы, ни средств, ни возможностей, подобных щукинским или морозовским, у молодого музея не было. Однако уже с середины 1920-х годов энергия и решимость Б.Н,Терновца позволили перейти от сбора работ из дореволюционных частных коллекций к целенаправленной, кураторски выстроенной работе по комплектованию собрания. Сотрудники ГМНЗИ решили изменить сам вектор развития музея, сместив акцент с Франции на различные национальные школа Европы и Америки.

Символичными стали первые приобретения, сделанные в 1924 году с Первой всеобщей германской художественной выставки и впервые представившие современное немецкое искусство в отечественных музейных собраниях. ГМНЗИ использовал для пополнения коллекции любую возможность, живо участвовал и сам инициировал множество проектов — будь то визит на Выставку декоративных искусств в Париже, сложная система обмена произведениями между художниками СССР и Италии, и, конечно, проходившие в Москве выставки зарубежного искусства. На протяжении около пятнадцати лет ГМНЗИ удалось почти в три раза увеличить число экспонатов по сравнению с унаследованными от Щукина и Морозова; в музее сформировались полноценные разделы искусства Германии, Франции, Италии, Польши, Чехословакии, Бельгии, стран Прибалтики 1920-1930-х годов, «революционного искусства». Разумеется, далеко не все из них имели столь же высокое значение, как дореволюционные шедевры, однако редкость и значимость многих из приобретенных ГМНЗИ произведений признается специалистами и сегодня.

В проекте Н.В.Яворской наряду с живописью и графикой заметную роль играли современная архитектура (проет здания Центросоюза Ле Корбюзье) и печатная графика в духе ар деко.

Экспериментальная экспозиция «Стиль индустриальной буржуазии» в ГМНЗИ.
1929

Исключительно активная работа по комплектованию собрания вкупе с жаждой музейного экспериментирования уже в конце 1920-х годов не замедлили дать первые плоды: в 1929 году в ГМНЗИ Н.В.Яворской был организован зал «Искусство индустриальной буржуазии — первая в стране «комплексная» экспозиция, в которой были на равных представлены живопись, графика, архитектура, прикладное искусство, раскрывавшие различные аспекты современного художественного процесса. Такая многогранность и широта взгляда стали постоянной приметой профессионального почерка кураторов ГМНЗИ.

Органичным развитием этого экспозиционного опыта музея стал новый вариант постоянной экспозиции современного искусства, созданный в 1932-1933 годах — «Зал послевоенного (т. е. после Первой мировой войны) искусства». Замысел здесь объединил прежних антагонистов — искусство Франции и Германии — создав неожиданное и сложное сочетание галльских пуризма, сюрреализма и «призыва к порядку» с немецкими экспрессионизмом и «Новой вещественностью».

Широкий и смелый показ самых актуальных течений современного искусства не мог импонировать идеологам складывающегося соцреализма, и уже с середины 1930-х новую экспозицию стали быстро сокращать, удаляя из нее «формалистические» работы. Первой жертвой стал как раз «Зал послевоенного искусства», большую часть экспонатов которого отправили в запасник, а некоторые спешно передали в региональные музеи.



Текст: 
А. Петухов 

Produit d’occasion