NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionPaul Gauguin  Ne Arii Vahine (The Queen, the King's Wife)

Paul Gauguin
Ne Arii Vahine (The Queen, the King\'s Wife)
1896
Oil on canvas
96,6 х 129,8 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection S. I.Shchukin


Inv.: Ж-3265

Inv. GMNZI: 19

Description
Ne Arii Vahine (The Queen, the King's Wife)Ne Arii Vahine (The Queen, the King's Wife)
Paul Gauguin
Ne Arii Vahine (The Queen, the King's Wife)
Увеличить

В апреле 1896 года художник с гордостью и горечью писал Даниэлю де Монфреду с Таити: «Только что закончил картину <...>, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. <...> Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Однако красоту «таитянской Венеры» успели оценить еще при жизни художника. Полотно — программная работа Гогена — наполнено культурными отсылками и смыслами. Фигура возлежащей обнаженной таитянки, в которой видят тринадцатилетнюю спутницу художника Пахуру, своеобразно продолжает череду классических «венер» и одновременно отсылает к скандальной «Олимпии» Мане, которую Гоген копировал и изучал. Символический стержень картины — древо познания с оплетающим его змеем, с находящимися рядом фигурами двух философов и стражем-собакой. Реальность природы заморских островов в картине полностью слилась с идеальным образом тропического рая.
«Жена короля», которую в начале ХХ столетия именовали «Женщина под деревом манго», вошла в коллекцию Щукина в числе крупной группы работ Гогена; в композиции «гогеновского иконостаса» она заняла место локального центра слева от «Сбора плодов».

Ал.П.