NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияПоль Гоген  Te arii vahine. Королева (Жена короля)

Поль Гоген
Te arii vahine. Королева (Жена короля)
1896
Холст, масло
97×130 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

До 1903 в собрании Д. де Монфреда, Париж; в 1903 приобретена Г. Файе, Париж; после 1906 в галерее А. Воллара, Париж; 28 апреля 1908 приобретена за 3000 франков С.И. Щукиным в галерее А. Воллара, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3265

Инв. ГМНЗИ: 19

Описание
Te arii vahine. Королева (Жена короля)Te arii vahine. Королева (Жена короля)
Поль Гоген
Te arii vahine. Королева (Жена короля)
Увеличить

В апреле 1896 года художник с гордостью и горечью писал Даниэлю де Монфреду с Таити: «Только что закончил картину <...>, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. <...> Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Однако красоту «таитянской Венеры» успели оценить еще при жизни художника. Полотно — программная работа Гогена — наполнено культурными отсылками и смыслами. Фигура возлежащей обнаженной таитянки, в которой видят тринадцатилетнюю спутницу художника Пахуру, своеобразно продолжает череду классических «венер» и одновременно отсылает к скандальной «Олимпии» Мане, которую Гоген копировал и изучал. Символический стержень картины — древо познания с оплетающим его змеем, с находящимися рядом фигурами двух философов и стражем-собакой. Реальность природы заморских островов в картине полностью слилась с идеальным образом тропического рая.
«Жена короля», которую в начале ХХ столетия именовали «Женщина под деревом манго», вошла в коллекцию Щукина в числе крупной группы работ Гогена; в композиции «гогеновского иконостаса» она заняла место локального центра слева от «Сбора плодов».

Ал.П.