NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionPablo Picasso  Old Jew and a Boy (Blind Beggar with a Boy)

Pablo Picasso
Old Jew and a Boy (Blind Beggar with a Boy)
1903
Oil on canvas
125,2 x 91,5 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3318

Inv. GMNZI: 160

Description
Old Jew and a Boy (Blind Beggar with a Boy)Old Jew and a Boy (Blind Beggar with a Boy)
Pablo Picasso
Old Jew and a Boy (Blind Beggar with a Boy)
Увеличить

Произведение входит в группу показательных работ «синего» (или «голубого») периода Пикассо, к тому же оно связано с другими картинами той же стилистики: под красочным слоем полотна находятся наброски композиций «Трапеза слепого» (музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Старый гитарист» (Художественный институт, Чикаго). Эти образы страданий и безысходности создавались молодым художником в Барселоне под впечатлением от трагического ухода из жизни его друга Карлоса Касахемаса (1880–1901) и слепоты, настигшей его отца. В идейном содержании полотна, моделями для которого стали нищие с барселонских улиц, развивается тема драмы человеческой жизни, мудрости и немощности, физической слепоты и духовного зрения. Минимизируя художественные средства, Пикассо строит колорит лишь на оттенках берлинской лазури; монохромная гамма подчеркивает выразительность рисунка удлиненных фигур, которые принято связывать с живописью Эль Греко. Наследие этого мастера было особенно актуально в Испании на рубеже XIX–XX веков, в том числе в ближайшем кругу Пикассо. Для художника интерпретация Эль Греко стала опытом самоидентификации в рамках национального культурного наследия.
Впечатленный работами Пикассо, Сергей Щукин, несомненно, помимо кубистических полотен особо отмечал для себя и произведения «синего периода». Помимо «Старого еврея с мальчиком» в его коллекцию входили загадочные «Две сестры», меланхолические «Портрет Солера» и «Голова женщины» примыкали к ним по настроению и колориту, а также более ранний «Портрет Сабартеса» и более поздняя «Испанка с острова Майорка».
Русские искусствоведы — современники Щукина стремились понять картину в тесной связи с испанской культурой: «этот иссохший нищий старик <...> — исчадие времен инквизиции» (Яков Тугендхольд), «обобщающий тон и <...> абстрактность содержания <...> в этом опять сказалась пиренейская кровь» (Петр Перцов).

Ал.П.