NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionHenri Rousseau  The Muse Inspiring the Poet (The Poet and His Muse)

Henri Rousseau
The Muse Inspiring the Poet (The Poet and His Muse)
1909
Canvas, oil
130,6 x 97,2 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3334

Inv. GMNZI: 202

Description
The Muse Inspiring the Poet (The Poet and His Muse)The Muse Inspiring the Poet (The Poet and His Muse)
Henri Rousseau
The Muse Inspiring the Poet (The Poet and His Muse)
Увеличить

Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880–1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883–1956). Руссо и Аполлинер познакомились в 1907 году, а уже в августе 1908-го поэт получил от художника предложение изобразить его на парадном портрете. Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» — общежитие художников) на Монмартре.
Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами. Поэт представлен с атрибутами своего ремесла — гусиным пером и свитком. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Цветы на первом плане призваны символизировать бессмертную душу поэта.
Руссо ежедневно заставлял Аполлинера позировать, измеряя его фигуру и лицо; Мари Лорансен отказалась приходить в мастерскую, и художник был вынужден писать ее по памяти. Упорное желание Руссо точно передать облик персонажей привело к парадоксальному результату. По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала».
Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек. Раздосадованный Аполлинер отказался признавать сходство с изображенным героем и не купил картину у художника, который уступил ее Амбруазу Воллару всего за 300 франков. Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель).
На следующий год картину у Воллара приобрел С.И. Щукин. Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет». Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию.

Ал.П.