Henri Rousseau
Muse inspirant le poète
1909
Toile, huile
130,6 x 97,2 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3334

Inv. GMNZI: 202

Description
Muse inspirant le poèteMuse inspirant le poète
Henri Rousseau
Muse inspirant le poète
Увеличить

Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880–1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883–1956). Руссо и Аполлинер познакомились в 1907 году, а уже в августе 1908-го поэт получил от художника предложение изобразить его на парадном портрете. Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» — общежитие художников) на Монмартре.
Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами. Поэт представлен с атрибутами своего ремесла — гусиным пером и свитком. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Цветы на первом плане призваны символизировать бессмертную душу поэта.
Руссо ежедневно заставлял Аполлинера позировать, измеряя его фигуру и лицо; Мари Лорансен отказалась приходить в мастерскую, и художник был вынужден писать ее по памяти. Упорное желание Руссо точно передать облик персонажей привело к парадоксальному результату. По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала».
Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек. Раздосадованный Аполлинер отказался признавать сходство с изображенным героем и не купил картину у художника, который уступил ее Амбруазу Воллару всего за 300 франков. Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель).
На следующий год картину у Воллара приобрел С.И. Щукин. Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет». Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию.

Ал.П.