NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияАфрика и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века  Неизвестный мастер. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего обнаженного мужчины

Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего обнаженного мужчины
XIX век
35 × 14,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Дерево, металл


Происхождение

В июле 1912 приобретена С.И. Щукиным в галерее Йозефа Бруммера (Brummer Curiosites), Париж; до 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем — 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ск-276

Инв. ГМНЗИ: 760

Описание
Неизвестный мастер. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего обнаженного мужчиныНеизвестный мастер. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего обнаженного мужчины
Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего обнаженного мужчины

Данный тип скульптуры на языке народности бидього (острова Бижагош, Гвинея-Бисау) имеет название «оребок». Это слово означает одновременно душу и разум умершего. Подобные статуи считались не просто посредниками между живущими на земле людьми и богом-творцом, они являлись вместилищами для душ умерших предков и почитались особым образом. Вождь или жрица деревни освящали их, используя кровь быка — существа, которое в понимании бидього олицетворяло красоту, силу и мужество. Затем фигуры «оребок» помещали в хижине, где проводились религиозные церемонии и важные встречи; здесь божественную энергию изображенного предка поддерживали с помощью ритуальных подношений.
Традиционно такая скульптура изображала сидящего мужчину, положившего руки на колени. Его тело и лицо покрывали узоры-шрамы, а глаза могли быть инкрустированы (в случае со статуэткой из коллекции Щукина для этой цели использовались металлические пластины).
Среди сохранившихся до наших дней скульптурных изображений «оребок» статуя из коллекции Щукина по праву может считаться наилучшим образцом, поскольку демонстрирует очень высокое качество художественного исполнения. Во многом она оказывается близка к экземпляру из собрания парижского Музея на набережной Бранли, происходящему из коллекции капитана Пьера Омона, который в 1853 году командовал французской карательной экспедицией на островах Бижагош.

Н.К.