NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

Материалы  Библиография

В 2012 году ГМИИ им. А.С. Пушкина выпустил книгу Нины Викторовны Яворской по истории ГМНЗИ

Яворская Н.В. История Государственного музея нового западного искусства (Москва). 1918 – 1948. – М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012. – 480 с., ил.

Книга крупного ученого-искусствоведа Нины Викторовны Яворской (1902 – 1992) – первое монографическое исследование, целиком посвященное истории Государственного музея нового западного искусства – уникальной институции, которая на протяжении тридцати лет своего существования (1918 – 1948) знакомила советских зрителей с новейшими художественными тенденциями. Широко опираясь на архивные материалы, автор рассказывает о различных сторонах работы музея и уделяет большое внимание комплектованию фондов, выставочной, хранительской и научно-исследовательской деятельности его сотрудников. Читателю предлагается не просто документированный исторический экскурс, но выразительное повествование о судьбе целого поколения отечественных искусствоведов и музейных работников.
Книга адресована искусствоведам, культурологам, историкам, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой и историей музейного дела XX века.

Страницы библиографии из книги Н.В. Яворской доступны в виде электронной публикации.

Литература о Государственном музее нового западного искусства и вошедших в его состав коллекциях Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова достаточно обширна, особенно в той части, которая охватывает вторую половину прошлого века. Однако самые ранние статьи и очерки, в которых впервые описывались и исследовались произведения новейшей французской живописи из этих знаменитых московских собраний и которые были опубликованы в 1900-х — начале 1920-х годов, ныне, за исключением специалистов, мало кому известны. Между тем они были написаны незаурядными художественными критиками, историками искусства и литераторами — Яковом Тугендхольдом, Абрамом Эфросом, Борисом Терновцом, Петром Перцовым, чей личностный взгляд на предмет, талантливый и яркий слог не смогут оставить равнодушным и современного читателя. Поскольку в большинстве своем эти издания давно стали раритетами, портал NeWestMuseum счел необходимым воспроизвести некоторые из них в своем виртуальном читальном зале.

Перцов П. П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи (Москва, Б. Знаменский пер., 8). — Москва: издание М. и С. Сабашниковых, 1921. С. 116.

Писатель, критик и издатель Петр Петрович Перцов (1868–1947) был сподвижником плеяды поэтов-символистов. Притом что главным его призванием была литература, ему не было чуждо и изобразительное искусство. Обширный очерк о новейшей французской живописи, вышедший отдельной книгой, был им написан на основе обзора коллекции С. И. Щукина, ставшей в советское время Первым отделением Музея новой западной живописи. Перцов во всеоружии своего писательского таланта пытался подвигнуть тогдашнего русского читателя, воспитанного на традициях «содержательной», «литературной» живописи передвижников, к пониманию западного пластического, формального искусства, а именно творчества импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов.

Каталог Государственного музея нового западного искусства — Musée d'art modern de Moscou. — Москва, 1928.

Первое и единственно полное издание каталога ГМНЗИ было выпущено в свет в достаточно скромном формате. Вводная статья на русском и на французском была написана директором музея Борисом Николаевичем Терновцом. Однако текст вышел без подписи.

Терновец Б. Собиратели и антиквары прошлого. И. А. Морозов. — «Среди коллекционеров», 1921, № 10. С. 38–41.

Статья, посвященная памяти скончавшегося 22 июня 1921 года в Карлсбаде Ивана Абрамовича Морозова, была опубликована руководителем Музея новой западной живописи Борисом Николаевичем Терновцом (1884–1941) как краткое жизнеописание разборчивого коллекционера новейшего французского искусства. Не столь эксцентричный и импульсивный, как его коллега-конкурент С. И. Щукин, Морозов методично подбирал работы, имея целью создание в будущем полноценного художественного музея.

Тугендхольд Я. Французское собрание С. И. Щукина. — «Аполлон», 1914, № 1. С. 5–46.

Художественный критик, очеркист, к тому же сам получивший художественное образование, Яков Александрович Тугендхольд (1882–1928) по всей видимости много лучше своих современников понимал качество новейшей французской живописи. Завсегдатай парижских мастерских, встречавшийся с художниками (Пикассо), Тугендхольд, обладавший большим культурным опытом и знаниями, представил читателю последовательное развитие французского искусства «без скачков». Любивший прибегать к максимам и афоризмам, критик создал в своем очерке, опираясь на собрание С. И. Щукина, развернутую панораму новейшего искусства от Курбе до Матисса и Пикассо. Многие положения своего очерка автор впоследствии перенес в свою книгу 1923 года.

Эфрос А. Петербургское и московское собирательство. — «Среди коллекционеров», 1921, № 4. С. 13–20.

Обращаясь к актуальным в первые постреволюционные годы проблемам музейного строительства, Абрам Маркович Эфрос (1888–1954), один из талантливейших отечественных искусствоведов и литераторов, предпринял попытку охарактеризовать две тенденции в российском собирательстве: петербургскую («дворянско-чиновническую») и московскую (коллекционирование «купцов-общественников»). При этом пальму первенства очеркист отдал «незашоренным» москвичам, как предтечам создателей музеев нового искусства, опирающихся на индивидуальный опыт и художественную интуицию.

Эфрос А. Человек с поправкой. Памяти И. А. Морозова. — «Среди коллекционеров», 1921, № 10. С. 1–4.

Очерк-портрет Ивана Абрамовича Морозова искусствовед и эссеист Абрам Эфрос написал по случаю кончины знаменитого коллекционера новейшей французской живописи. Касаясь принципа подбора работ Морозовым, критик определяет его подход как выбор золотой середины, как «поправку» по отношению к выбору его более амбициозного коллеги-конкурента Сергея Щукина. Взвешенный выбор Морозова определял и статус его коллекции на Пречистенке, «окруженной тишиной».