Леон Бонна
Восточная цирюльня
1872
Холст, масло
100,5×60 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

До 1892 — собрание С.М. Третьякова; до 1925 — Третьяковская галерея; до 1930 — ГМИИ; 1930–1948 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3490

Инв. ГМНЗИ: 932

Описание
Восточная цирюльняВосточная цирюльня
Леон Бонна
Восточная цирюльня
Увеличить

Картина «Восточная цирюльня» — классический образец французского ориентализма середины XIX века. В отличие от своих предшественников-романтиков, увлеченных яркой экзотикой Востока, художники нового поколения интересовались прежде всего точной передачей деталей костюмов и антуража, достоверностью картин. Мамелюки, паши и томные красавицы уступили место будничным сценам. Данная работа была создана в результате путешествия по Востоку, совершенного художником в 1868 году. Она экспонировалась в парижском Салоне 1873 года под названием «Турецкий брадобрей». Позже она получила не совсем верное название «Восточная цирюльня» — на самом деле действие происходит в турецкой бане, где традиционно пользовались услугами цирюльника. Непритязательный интерьер и персонажи-простолюдины, отвернувшиеся от зрителя, подчеркивают обыденность сцены. Хотя в известной мере картина не лишена и этнографического колорита.

Благодаря своей дружбе с жившим в Париже художником А.П. Боголюбовым Леон Бонна был хорошо известен в русских художественных кругах. В 1870-е годы европейское увлечение ориентализмом дошло и до России. Так жанровая сцена на восточный сюжет могла занять достойное место в экспозиции галереи Третьяковых.

А.П.