Эдгар Дега
Причесывающаяся женщина
1884
Картон, пастель. 53 х 52 см
Государственный Эрмитаж

Справа вверху: Degas


Происхождение

Cобрание Веве, Париж; распродажа собрания Веве в Галерее Жоржа Пти 1-2 февраля 1897 года, Галерея Дюран-Рюэля, Париж; с 1898 собрание П. И. Щукина, Москва (приобретена у Дюран-Рюэля за 14 000 рублей); с 1912 собрание С. И. Щукина, Москва


Инв.: ОР 42154

Инв. ГМНЗИ: 37

Описание
Причесывающаяся женщинаПричесывающаяся женщина
Эдгар Дега
Причесывающаяся женщина
Увеличить

В картине Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» нет ничего, что свидетельствовало бы о каком-то специальном убранстве изображаемой ванной комнаты: не предусмотрен даже простой туалетный столик; отсутствует и ванна. (В середине 1880-х годов в парижских домах она еще считалась большой роскошью.) Большой же таз для купания, неоднократно появляющийся в пастелях Дега, по-видимому, остался где-то в стороне.

Сама комната бедная, без какой-либо облицовки; стены просто выкрашены светлой охрой. Из всей обстановки только стул в правой части, да и то его замечаешь не сразу, так как он почти целиком накрыт большой простыней. На краешке этой простыни, сползшем на пол, сидит в восточной позе молодая рыжеволосая модель, которая несколько раз появляется на картинах Дега в 1884–1886 годах. В такой же позе – только с иной точки зрения, сбоку, и сидящей в тазу – эта или очень похожая на нее модель запечатлена в пастели «Женщина в тазу» (1884, частное собрание).

Обе руки «Причесывающейся женщины» заняты: левой она придерживает волосы, правой – ведет гребень от затылка вверх, и такому положению рук вторят основные линии композиции: очертания ног, шевелюры, зеркала, оставленного на стуле. Вертикальные линии корпуса, спинного хребта, свисающей со стула простыни стабилизируют движение различных частей тела. Общий эффект гармонического равновесия здесь поразителен – вся композиция идеально вписывается в форму квадрата.