NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションАндре Дерен  Суббота (Субботний день)

Андре Дерен
Суббота (Субботний день)
1912
Холст, масло
181 × 228 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Галерея Д. Канвейлера, Париж; 1914 (?) приобретена С.И. Щукиным у Канвейлера, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3353

Inv. GMNZI: 235

デスクリプション
Суббота (Субботний день)Суббота (Субботний день)
Андре Дерен
Суббота (Субботний день)
Увеличить

Масштабное полотно является центральным произведением «готического» периода в творчестве Дерена, предшествовавшего Первой мировой войне, оно синтезирует все его ключевые элементы. Монументальный образ сакрального действа получил отражение уже в его «Тайной вечере» (1911, Художественный институт, Чикаго), однако в последующие годы художник облек эту абстрактную схему «плотью» повседневного события. Возможно, отправной точкой для замысла работы стали впечатления Дерена от атмосферы дома священника в Вере близ Кагора, снятого художником летом 1912 года. Виды окрестностей, открывавшиеся из окон, затененный интерьер, стол с зеленой скатертью и безыскусным натюрмортом приходят в живопись Дерена именно оттуда. При этом полотно наполнено ассоциациями с иератическими удлиненными готическими фигурами, эмблематичностью их жестов, приемами обратной перспективы искусства Средневековья и мотивами раннеренессансных пейзажей. Здесь также заметно увлечение художника африканскими масками, а также попытка переосмысления искусства Сезанна (написание драпировок, плодов, фактур мебели и тканей). Обыденная сцена — хозяйка отдает распоряжения служанке, а женщина, сидящая напротив, занята шитьем — приобретает метафизический характер, превращается в священнодействие, композиционно выстроенное вокруг помещенной в геометрический центр картины книги (молитвенника?). Фигуры персонажей, растворяясь в тенях, дематериализуются, они словно преображаются в бесплотные сущности. Современники свидетельствовали, что Дерен долго работал над картиной, внося в нее бесконечные изменения и переписывая целые участки. Можно предположить, что эту работу мастер вел на протяжении 1913 года.
Название картине дал высоко ценивший Дерена и популяризировавший его искусство Гийом Аполлинер, поместивший репродукцию полотна в своем журнале Soirees de Paris в 1914 году. Полотно в числе семи других картин Дерена стало одним из последних пополнений собрания Щукина, войдя в него уже после публикации его каталога, то есть в первой половине 1914 года.

Ал.П.