NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションШарль Котте  Бурный вечер (Прохожие)

Шарль Котте
Бурный вечер (Прохожие)
1897
Холст, масло
101 × 121 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Приобретена С.И. Щукиным в 1897–1898 (?). До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3284

Inv. GMNZI: 66

デスクリプション
Бурный вечер (Прохожие)Бурный вечер (Прохожие)
Шарль Котте
Бурный вечер (Прохожие)
Увеличить

Картина с таким названием экспонировалась в Салоне Марсова поля, который открылся 24 апреля 1897 года. Котте представил тогда двенадцать произведений под общим названием «Au pays de la mer» («В приморском краю»). Эти произведения относятся к бретонскому циклу, созданному художником во второй половине 1890-х годов под впечатлением от романа Виктора Гюго «Труженики моря».

Можно предположить, что Сергей Щукин приобрел картину непосредственно в Салоне. Она входит в число наиболее ранних покупок коллекционера, которые отличаются большим стилевым разнообразием. В своей статье известный критик Яков Тугендхольд писал: «Первыми произведениями Щукина в конце 1890-х годов были пейзажи Таулова и Патерсона, Котте и Симона — искусство золотой середины, стоящее в стороне от великого и бурного русла современности» («Французское собрание С.И. Щукина», «Аполлон». 1914. № 1).

Надо заметить, что жанровые сцены из жизни трудящихся — рыбаков и крестьян — традиционно пользовались успехом у московских собирателей. В Третьяковской галерее экспонировались масштабные полотна Жюля Бастьен-Лепажа, Паскаля Даньян-Бувре и Жюля Бретона, приобретенные еще Сергеем Третьяковым. Коллекционеры нового поколения отдавали предпочтение представителям группы «Bande noire» («Черной банды») Шарлю Котте и Люсьену Симону. Формально позиционировавшие себя как продолжатели традиций реалистической школы и прежде всего Гюстава Курбе, художники «Черной банды» усваивали и уроки новой живописи, от импрессионизма до Сезанна. Произведения Котте были и в коллекциях Михаила Морозова (1870–1903) и Ивана Морозова (1871–1921).

А.П.