NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionGustave Courbet  La cabane de montagne (Une cabane dans les montagnes)

Gustave Courbet
La cabane de montagne (Une cabane dans les montagnes)
1870s
Huile sur toile
33,4 x 49 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3542

Inv. GMNZI: 70

Description
La cabane de montagne (Une cabane dans les montagnes)La cabane de montagne (Une cabane dans les montagnes)
Gustave Courbet
La cabane de montagne (Une cabane dans les montagnes)
Увеличить

Небольшое полотно Курбе относится к числу самых ранних приобретений Сергея Щукина. Известно, что, перед тем как увлечься импрессионизмом и модернизмом, коллекционер приобрел несколько образцов живописи французского реализма. Картина 1874 года — единственный образец «старой живописи» в собрании Щукина.

Работа была исполнена в гостинице маленького швейцарского городка Ла-Тур-де-Пейльц, где у Курбе, вынужденного покинуть Францию в 1873 году, была мастерская. Созданное на закате жизни мастера, это полотно отличается от его прежних работ. Провозглашая необходимость писать с натуры, изображать только то, что видит глаз, и воспроизводить природу во всей ее достоверности, Курбе, в отличие от художников следующего поколения, не стремился передать непосредственное, сиюминутное впечатление. Даже в своих малоформатных работах он добивался эффекта монументальности форм, неизменно подчеркивая объемность и материальность реального мира. В картине «Хижина в горах» важную роль играет цвет. Отдавая предпочтение высветленной палитре и мягким градациям в пределах одного тона, мастер смело использовал цветовые акценты, выделяющиеся на фоне почти монохромной колористической гаммы. Вероятно, именно эта особенность и привлекла внимание московского коллекционера. Неизвестно, при каких обстоятельствах Щукин приобрел эту работу. Однако можно предположить, что начинающий коллекционер купил ее в галерее Дюран-Рюэля, куда в 1898 году его привел двоюродный дядя, художник и знаток Парижа Федор Владимирович Боткин. Дюран-Рюэль, уже занимавшийся к тому времени живописью импрессионистов, сыграл значительную роль в судьбе Курбе. В 1873 году он стал организатором персональной выставки опального художника в Вене и был практически единственным французским маршаном, активно покупавшим его пейзажи швейцарского периода.

А.П.