Гюстав Курбе
Хижина в горах
Около 1874
Холст, масло
33 × 49 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена С.И. Щукиным в 1898 (?) в Париже. До 1918 — собрание С.И. Щукина; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1926 — ГМИИ; с 1938 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3542

Инв. ГМНЗИ: 70

Описание
Хижина в горахХижина в горах
Гюстав Курбе
Хижина в горах
Увеличить

Небольшое полотно Курбе относится к числу самых ранних приобретений Сергея Щукина. Известно, что, перед тем как увлечься импрессионизмом и модернизмом, коллекционер приобрел несколько образцов живописи французского реализма. Картина 1874 года — единственный образец «старой живописи» в собрании Щукина.

Работа была исполнена в гостинице маленького швейцарского городка Ла-Тур-де-Пейльц, где у Курбе, вынужденного покинуть Францию в 1873 году, была мастерская. Созданное на закате жизни мастера, это полотно отличается от его прежних работ. Провозглашая необходимость писать с натуры, изображать только то, что видит глаз, и воспроизводить природу во всей ее достоверности, Курбе, в отличие от художников следующего поколения, не стремился передать непосредственное, сиюминутное впечатление. Даже в своих малоформатных работах он добивался эффекта монументальности форм, неизменно подчеркивая объемность и материальность реального мира. В картине «Хижина в горах» важную роль играет цвет. Отдавая предпочтение высветленной палитре и мягким градациям в пределах одного тона, мастер смело использовал цветовые акценты, выделяющиеся на фоне почти монохромной колористической гаммы. Вероятно, именно эта особенность и привлекла внимание московского коллекционера. Неизвестно, при каких обстоятельствах Щукин приобрел эту работу. Однако можно предположить, что начинающий коллекционер купил ее в галерее Дюран-Рюэля, куда в 1898 году его привел двоюродный дядя, художник и знаток Парижа Федор Владимирович Боткин. Дюран-Рюэль, уже занимавшийся к тому времени живописью импрессионистов, сыграл значительную роль в судьбе Курбе. В 1873 году он стал организатором персональной выставки опального художника в Вене и был практически единственным французским маршаном, активно покупавшим его пейзажи швейцарского периода.

А.П.