NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションАнри Матисс  Удильщик (Рыбак)

Анри Матисс
Удильщик (Рыбак)
1905
Бумага, перо, тушь
30,2х48,6 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

C 1918 – ПМНЗЖ (ранее – собрание С.И. Щукина), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 - ГМИИ


Inv.: Р-10260

Inv. GMNZI: 124

デスクリプション
Удильщик (Рыбак)Удильщик (Рыбак)
Анри Матисс
Удильщик (Рыбак)
Увеличить

Рисунок исполнен летом 1905 года во время пребывания художника в Коллиуре, портовом городке, расположенном на средиземноморском побережье Франции, недалеко от испанской границы. Всего в то лето художник привез из Коллиура около сотни рисунков, помимо картин и акварелей. Изображенное в листе ГМИИ побережье — это пляж Олла, расположенный в двадцати минутах ходьбы к северу от города. Даже место, откуда был сделан рисунок, со скалой на переднем плане точно идентифицируется. Матисс часто приходил сюда с семьей, чтобы искупаться; здесь он рисовал и писал с натуры. Идиллический вид этой бухты побудил его написать серию этюдов, легших в основу картины «Радость жизни» из Фонда Барнса в Мерионе (США). В Осеннем салоне 1905 года, ознаменовавшем рождение фовизма, Матисс показал, помимо пяти картин и двух акварелей, три рисунка, в том числе и лист с изображением рыбака, впоследствии попавший в собрание С. И. Щукина. Манера рисования тростниковым пером отрывистыми штрихами различной конфигурации позволяет говорить о влиянии ван Гога. Непосредственно перед поездкой в Коллиур, весной 1905 года Матисс видел рисунки ван Гога на выставке в Салоне независимых, где он сам распоряжался размещением экспонатов. Впрочем, интерес к искусству голландского мастера возник у Матисса еще раньше; определенную роль сыграла в этом выставка произведений ван Гога, устроенная в 1901 году в галерее Бернхейм-Жён. Известно, кроме того, что сам Матисс уже в конце 1890-х годов стал обладателем двух рисунков ван Гога.

В. М.