Пабло Руис Пикассо
Дама с веером
1909
Холст, масло
101х81 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Весной 1909 приобретена у художника галереей Саго, Париж; в сентябре 1909 приобретена С.И. Щукиным в галерее Саго. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3320

Inv. GMNZI: 176

デスクリプション
Дама с вееромДама с веером
Пабло Руис Пикассо
Дама с веером
Увеличить

Картина исполнена в начале весны 1909 года и относится к раннему, аналитическому периоду кубизма Пикассо. Об этом свидетельствуют острые грани предельно упрощенных геометрических форм, уподобление лица маске, связанное с увлечением мастера африканским искусством. Сумрачный, скупой колорит подчеркивает таинственность образа. Замысел произведения был, вероятно, связан с неосуществленным полотном Пикассо «Карнавал в бистро»: исследователи отмечают сходство «Дамы» с фигурой облокотившегося Арлекина с картины «Облокотившийся Арлекин». Кроме того, в окружении художника говорили о сходстве «Дамы» с Эттой Кон, собирательницей живописи из Балтимора, часто бывавшей в парижском доме коллекционеров и покровителей Пикассо Стайнов.
«Даму с веером» традиционно относят к первым кубистическим картинам, приобретенным С.И. Щукиным в Париже. Для российских мыслителей Серебряного века «Дама с веером», состоящая вся из треугольников и других геометрических фигур, «злобная, насмешливая и нечеловеческая», «с змеиною насмешкой колдуньи», как писал Сергей Булгаков, стала одним из главных олицетворений «жуткого ужаса» (по словам Николая Бердяева), испытываемого ими от знакомства с живописью кубизма. Однако новый художественный язык не только быстро стал частью лексикона авангарда, к нему привыкли и издатели массовой литературы, — автор очерка в путеводителе по Москве 1915 года Сергеев уже со спокойствием отмечал, что в этой картине, «несмотря на разложение лица на отдельные призмы и многогранники, сохраняется ясность формы и понятен изображенный предмет».

Ал.П.