NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションОдилон Редон  Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)

Одилон Редон
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
1904
Бумага, карандаш
44,5х35,9 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

с 1924 – ГМНЗИ (приобретен у С.А. Полякова), с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10282

Inv. GMNZI: 522

デスクリプション
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
Одилон Редон
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
Увеличить

«Весы» — научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 по декабрь 1909 года. Редактором-издателем его бессменно был С. А. Поляков, из собрания которого и происходит данный рисунок Редона. Журнал «Весы» был проводником идей русского символизма. Валерий Брюсов, игравший главную роль в руководстве изданием, и его московские сподвижники, объединившиеся вокруг «Весов», высоко ценили творчество Редона как одного из выразителей поэтики символизма. Редакция захотела привлечь французского мастера к сотрудничеству в журнале и даже посвятить ему отдельный выпуск. Максимилиан Волошин, который вел в Париже переговоры с художником, сообщает Брюсову в письме от 6 февраля 1904 года: «...Вчера я был у Рэдона. Рисунок для обложки выбран. Великолепная вещь. Один из лучших Рэдонов. Он сам же сделает подпись. Это большой рисунок углем. <...> Кроме того Рэдон согласен дать 12 виньеток <...> для целого номера». «Большой рисунок углем» воспроизводился на обложке трижды, в выпусках № 4, 5 и 6 за 1904 год: сначала в черном тоне, затем в красно-коричневом и, наконец, в зеленовато-коричневом. На обложке внизу справа изображен знак зодиака (созвездие Весы) — эмблема журнала, отвечающая его названию. Шрифт, использованный в тексте надписи, выдержан в стилистике модерна. Само изображение в эскизе исполнено углем: эта техника позволяет рисовальщику создать мерцающую, таинственную среду, из которой выступает странная полусогнутая фигура. Редон еще со времен своих знаменитых noire (с 1870-х и даже раньше) выработал своеобразную эстетику черного тона: в его руках черный пигмент становился некой одухотворенной субстанцией, служившей воплощению самых фантастических видений художника-визионера. Виньетки для журнала «Весы» также хранятся в ГМИИ (переданы из ГМНЗИ).

В. М.