NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションПьер Огюст Ренуар  Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)

Пьер Огюст Ренуар
Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)
Бумага, сангина, карандаш, мел
79х57,5 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

с 1925 – ГМНЗИ (передан из ГТГ, ранее – собрание М.А. Морозова), с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10306

Inv. GMNZI: 582

デスクリプション
Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)
Пьер Огюст Ренуар
Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)
Увеличить

Рисунок может быть датирован временем около 1883–1885 годов, когда художник работал над картиной «Большие купальщицы» (Филадельфийский художественный музей), центральным произведением так называемого «энгровского периода» (1883–1887). Приблизительно около 1883 года и даже несколько ранее, после возвращения из Италии в 1882 году, в творчестве Ренуара намечается перелом: изобразительный язык импрессионизма во многом перестает удовлетворять художника, и он переходит к более четкой линеарной манере, которую сам мастер определял как manière aigre. При этом он вдохновлялся примером Рафаэля и в особенности Энгра. Эти изменения сказались равным образом в живописи и в рисунке. Некоторые этюды к филадельфийской картине исполнены в той же технике, что и московский рисунок, и близки к нему стилистически, например, этюд купальщицы из Чикагского художественного института. Изображение девушки в московской сангине имеет определенно портретный характер и отличается особенной проникновенностью. Такой физиономический тип явно импонировал Ренуару в женщинах, и он нашел его воплощение в лице своей возлюбленной и будущей жены Алины Шариго, которая позировала художнику начиная с 1881 года. Ее облик известен нам, в частности, по портрету из Филадельфийского художественного музея (1885). Мы не решаемся утверждать, что для листа ГМИИ моделью служила Алина Шариго, но все же нельзя не заметить сходства некоторых черт (округлое лицо, разрез глаз, рисунок губ).

В. М.