NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionHenri Rousseau  View of the Sevres bridge and the hills of Clamart, St. Cloud and Bellevue

Henri Rousseau
View of the Sevres bridge and the hills of Clamart, St. Cloud and Bellevue
1908
Canvas, oil
800 x 100 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3333

Inv. GMNZI: 201

Description
View of the Sevres bridge and the hills of Clamart, St. Cloud and BellevueView of the Sevres bridge and the hills of Clamart, St. Cloud and Bellevue
Henri Rousseau
View of the Sevres bridge and the hills of Clamart, St. Cloud and Bellevue
Увеличить

Тема летательных аппаратов над городом была подсказана Руссо реальными впечатлениями: 14 июля 1907 года он с интересом наблюдал за испытаниями дирижабля «Родина», который изобразил на этой и двух других картинах в 1907 и 1908 годах. Несомненно, внимательно читавший журналы мастер был знаком и с показательными полетами американских летчиков, братьев Уилбера и Оливера Райтов, совершенными во Франции в 1908 году: самолет-биплан на картине будто списан с фотографии их знаменитого аппарата.
К написанию самого крупного по формату вида парижских окраин художник-самоучка подошел ответственно, стремясь в деталях зафиксировать городской пейзаж. В картине органично соединились реальное и фантастическое. С предельной тщательностью выписаны элементы городской среды и застывшие в небе летательные аппараты. «Зрелище города для Руссо всегда праздничное, узорное: <...> даже такие чудовища городской цивилизации, как <...> аэропланы, превращаются у него в восхитительные узорчатые формы», — писал об этом произведении критик Яков Тугендхольд. Соединяя монументальность французского классического пейзажа с оперативной репортажной зарисовкой и стилистикой сувенирных открыток, Руссо словно бы пересказывает последние новости тайным языком метафизики.
В России покупка С.И. Щукиным работ Анри Руссо стимулировала интерес авангардной художественной среды к искусству примитива.

Ал.П.