NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionHenri Rousseau  Vue du pont de Sèvres et les collines Clamart, Saint-Cloud et Bellevue

Henri Rousseau
Vue du pont de Sèvres et les collines Clamart, Saint-Cloud et Bellevue
1908
Toile, huile
800 x 100 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3333

Inv. GMNZI: 201

Description
Vue du pont de Sèvres et les collines  Clamart, Saint-Cloud et BellevueVue du pont de Sèvres et les collines  Clamart, Saint-Cloud et Bellevue
Henri Rousseau
Vue du pont de Sèvres et les collines Clamart, Saint-Cloud et Bellevue
Увеличить

Тема летательных аппаратов над городом была подсказана Руссо реальными впечатлениями: 14 июля 1907 года он с интересом наблюдал за испытаниями дирижабля «Родина», который изобразил на этой и двух других картинах в 1907 и 1908 годах. Несомненно, внимательно читавший журналы мастер был знаком и с показательными полетами американских летчиков, братьев Уилбера и Оливера Райтов, совершенными во Франции в 1908 году: самолет-биплан на картине будто списан с фотографии их знаменитого аппарата.
К написанию самого крупного по формату вида парижских окраин художник-самоучка подошел ответственно, стремясь в деталях зафиксировать городской пейзаж. В картине органично соединились реальное и фантастическое. С предельной тщательностью выписаны элементы городской среды и застывшие в небе летательные аппараты. «Зрелище города для Руссо всегда праздничное, узорное: <...> даже такие чудовища городской цивилизации, как <...> аэропланы, превращаются у него в восхитительные узорчатые формы», — писал об этом произведении критик Яков Тугендхольд. Соединяя монументальность французского классического пейзажа с оперативной репортажной зарисовкой и стилистикой сувенирных открыток, Руссо словно бы пересказывает последние новости тайным языком метафизики.
В России покупка С.И. Щукиным работ Анри Руссо стимулировала интерес авангардной художественной среды к искусству примитива.

Ал.П.