Vue du pont de Sèvres et les collines Clamart, Saint-Cloud et Bellevue
1908
Toile, huile
800 x 100 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3333
Inv. GMNZI: 201
Тема летательных аппаратов над городом была подсказана Руссо реальными впечатлениями: 14 июля 1907 года он с интересом наблюдал за испытаниями дирижабля «Родина», который изобразил на этой и двух других картинах в 1907 и 1908 годах. Несомненно, внимательно читавший журналы мастер был знаком и с показательными полетами американских летчиков, братьев Уилбера и Оливера Райтов, совершенными во Франции в 1908 году: самолет-биплан на картине будто списан с фотографии их знаменитого аппарата.
К написанию самого крупного по формату вида парижских окраин художник-самоучка подошел ответственно, стремясь в деталях зафиксировать городской пейзаж. В картине органично соединились реальное и фантастическое. С предельной тщательностью выписаны элементы городской среды и застывшие в небе летательные аппараты. «Зрелище города для Руссо всегда праздничное, узорное: <...> даже такие чудовища городской цивилизации, как <...> аэропланы, превращаются у него в восхитительные узорчатые формы», — писал об этом произведении критик Яков Тугендхольд. Соединяя монументальность французского классического пейзажа с оперативной репортажной зарисовкой и стилистикой сувенирных открыток, Руссо словно бы пересказывает последние новости тайным языком метафизики.
В России покупка С.И. Щукиным работ Анри Руссо стимулировала интерес авангардной художественной среды к искусству примитива.
Ал.П.
Анри Руссо (Таможенник Руссо) [Henri Rousseau (Le Douanier Rousseau)]
1844, Лаваль — 1910, Париж
1910
Французский художник-примитивист, обучавшийся живописи самостоятельно. Писал портреты, пейзажи, городские ландшафты.
В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. В 1868 году, досрочно демобилизовавшись, приехал в Париж, где поступил на службу в городскую таможню. В 1884 году получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой. В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище — «Таможенник». В 1893 году вышел на пенсию и сосредоточился на живописи, которой занимался с утра до позднего вечера. Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов; изредка писал портреты на заказ. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне. Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови. Был похоронен на кладбище для бедняков.