NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияАнри Руссо  Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю, с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем

Анри Руссо
Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю, с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем
1908
Холст, масло
80×102 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена А. Волларом у художника, Париж; в 1910 приобретена С.И. Щукиным у Воллара, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3333

Инв. ГМНЗИ: 201

Описание
Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю, с бипланом, воздушным шаром и дирижаблемВид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю, с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем
Анри Руссо
Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю, с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем
Увеличить

Тема летательных аппаратов над городом была подсказана Руссо реальными впечатлениями: 14 июля 1907 года он с интересом наблюдал за испытаниями дирижабля «Родина», который изобразил на этой и двух других картинах в 1907 и 1908 годах. Несомненно, внимательно читавший журналы мастер был знаком и с показательными полетами американских летчиков, братьев Уилбера и Оливера Райтов, совершенными во Франции в 1908 году: самолет-биплан на картине будто списан с фотографии их знаменитого аппарата.
К написанию самого крупного по формату вида парижских окраин художник-самоучка подошел ответственно, стремясь в деталях зафиксировать городской пейзаж. В картине органично соединились реальное и фантастическое. С предельной тщательностью выписаны элементы городской среды и застывшие в небе летательные аппараты. «Зрелище города для Руссо всегда праздничное, узорное: <...> даже такие чудовища городской цивилизации, как <...> аэропланы, превращаются у него в восхитительные узорчатые формы», — писал об этом произведении критик Яков Тугендхольд. Соединяя монументальность французского классического пейзажа с оперативной репортажной зарисовкой и стилистикой сувенирных открыток, Руссо словно бы пересказывает последние новости тайным языком метафизики.
В России покупка С.И. Щукиным работ Анри Руссо стимулировала интерес авангардной художественной среды к искусству примитива.

Ал.П.