Поль Сезанн
Курильщик
1892
Холст, масло. 91 x 72 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク

Под изображением слева

Проверяем вывод подписей


来歴

Галерея Амбруаза Воллара, Париж; И. А. Морозов, Москва


Inv.: ГЭ 6561

Inv. GMNZI: 401

デスクリプション
КурильщикКурильщик
Поль Сезанн
Курильщик
Увеличить

Курильщик — человек «из народа», оказавшийся в интерьере, как будто бы мало отвечающем его облику. На стене за его спиной картины, точнее, наскоро прикрепленные голые холсты без подрамников и рам, к которым он, по всей видимости, не имеет прямого отношения.

Прибегая к приему «картина в картине», Поль Сезанн воспроизводит два собственных творения; при этом одну картину сильно обрезая, так что остается только догадываться, что имеются в виду «Купальщики» эрмитажного собрания, а другую, наоборот, представляя с большой четкостью. Сразу возникает вопрос, почему этот натюрморт с бутылкой и яблоками) (сейчас в берлинской Национальной галерее) сопровождает Курильщика? Сопоставление явно не случайное, тем более, что в позднейшей вариации, в «Сидящем крестьянине» (1898, фонд Барнса, Филадельфия), показан другой персонаж в той же позе и в очень похожей одежде, только без трубки — там на столе просто стоит черная бутылка, а рядом яблоко.

Интерьер «Курильщика» не что иное, как мастерская Сезанна, переоборудованная из жилой комнаты в верхнем этаже бывшего губернаторского дома в Жас-де-Буффан Экса. Туда Сезанн никого не допускал. Чужак с трубкой во рту (сам Сезанн не курил) просто «вставлен» в этот интерьер, однако его, кажется, ничто здесь не смущает. Сидит он спокойно и даже отрешенно. Холсты на стене — какие-то знаки, обращенные к нему, но говорить о символике в распространенном смысле слова тут не приходится — к символизму Сезанн не принадлежал.

Мастерская Поля Сезанна в Жас-де-Буффане

Фон картины — непосредственное напоминание о мире сезанновского творчества, где натюрморт всегда был не второстепенным, а исключительно важным разрядом искусства. У атрибутов этого жанра двойное назначение. Бутылка и яблоки — простейшие предметы первой необходимости в местной жизни, детали, сближающие живописца и его натурщика: в них заключена та же ясная определенность, что и в крепкой фигуре Курильщика, который своей застылостью заставляет вспоминать о неживой натуре. Одежда персонажа чрезвычайно проста — старый темно-серый пиджак и того же цвета шляпа. Он из тех, кто никогда не меняют привычек, даже и в чуждой обстановке. В частности, не снимает шляпу в помещении, как и другие работники Жас-де-Буффана.