Поль Сезанн
Акведук
1885–1890
Холст, масло
91×72 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена С.И. Щукиным 4 мая 1906 в галерее Воллара, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3337

Инв. ГМНЗИ: 206

Описание
АкведукАкведук
Поль Сезанн
Акведук
Увеличить

Картина отличается сложным пространственным построением: стволы деревьев заслоняют от зрителя широкую долину реки Арк, где заметен силуэт железнодорожного путепровода-виадука, за которым синеватой громадой угадываются очертания горы Св. Виктории — излюбленного мотива Сезанна. «Перед нами построение пейзажа, напоминающее античный храм: оранжевая земля, расстилающаяся как фундамент, древесные стволы, встающие подобно легким колоннам, и масса зелени, возглавляющая картину своей густолиственной сенью, словно фронтон», — писал об этой картине русский критик Яков Тугендхольд, подчеркивая классическую структуру сезанновской композиции.
В коллекции С.И. Щукина картину именовали «Гора Св. Иоанна»; в советское время это название сменилось на также не совсем верное — «Акведук». В доме Щукина в Большом Знаменском работа предстала эталонным примером пейзажной концепции Сезанна — ведь в галерее было всего два его пейзажа, причем второй, «Гора Св. Виктории» (1906), написан уже в иной, поздней экспрессивной манере.

Ал.П.